Выбор читателей
Популярные статьи
Приоритетными задачами образовательной политики молодого Советского государства являлись ликвидация неграмотности среди взрослого населения, повышение общего образовательного уровня трудящихся. Решение этих задач должно было способствовать также формированию гуманистической культуры и политической сознательности строителей социалистического общества. «Безграмотный человек стоит вне политики», – отмечал Ленин. Таким образом, ликвидация неграмотности была призвана создать фундамент культурного и экономического прогресса общества. Однако поставленная задача была весьма трудной: в дореволюционной России неграмотных было больше половины населения.
27 октября 1917 г. совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению – руководящий орган в системе народного образования и культуры. По положению «О единой трудовой школе РСФСР» (октябрь 1918 г.) вводилось бесплатное и совместное обучение детей (трудящихся) школьного возраста. 26 декабря 1919 г. вышел декрет о ликвидации неграмотности, согласно которому всё трудящееся население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте. При этом язык обучения у представителей нацменьшинств – русский или родной – предоставлялся личному выбору самого обучающегося.
За короткий срок с 1917 по 1920 г., в условиях Гражданской войны, советская власть смогла подготовить институциональную и законодательную базу для проведения политики ликбеза: введено бесплатное школьное обучение для детей трудящихся, совместное обучение детей обоего пола; все национальности получили право обучения на родном языке; начала формироваться система общественного дошкольного воспитания; были созданы школы ликвидации неграмотности (для людей 16-50 лет). 19 июня 1920 года была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧКликбез). Для реализации ликбеза к осени 1920 года органами Комиссии были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.
Главными опорными пунктами ликбеза стали многочисленные библиотеки, избы-читальни, клубы («красные чумы», «красные юрты»). На первом Всероссийском съезде по ликвидации неграмотности, проходившем в 1922 году, приоритетной задачей провозглашалось обучение грамоте пролетариата и других трудящихся в возрасте 18-30 лет по семимесячной программе в ликпункте (школе грамоты) по 6-8 часов еженедельно. В 1920-е гг. было издано огромное количество букварей для взрослых: «Долой неграмотность» (второе издание включало известную фразу для обучения чтению - «Мы - не рабы, рабы - не мы»), «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В.В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е.Я. Голанта, а также для взрослых на 40 языках народов СССР.
В 1923 году Наркомпрос издал декрет о создании Всероссийского добровольного общества «Долой неграмотность». Оно создавало школы, члены которых вели индивидуальную работу по обучению неграмотных.
Важной составляющей школьного строительства на новом этапе было осуществление всеобщего начального обучения. 20 августа 1923 г. СНК РСФСР принял решение приступить к разработке плана Всеобщее обучение (Всеобуч). В августе 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР определили конечный срок реализации плана на 1933/34 учебный год. Аналогичные законы о всеобщем обучении были приняты в республиках: в УССР (1924), БССР (1926), в ЗСФСР и в некоторых республиках Средней Азии в конце 1920-х гг.
Основной приток учащихся составляли беспризорники, дети, потерявшие родственников и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. К 1922 году их численность в СССР составляла 7 млн. человек. В январе 1921 года первый председатель ВЧК по борьбе с контрреволюцией Ф.Э. Дзержинский создал и возглавил Комиссию по улучшению жизни детей (Деткомиссия) при ВЦИК. В её компетенцию входило не только решение материальных и социальных нужд детей, но и обучение их грамоте. Эта работа шла совместно с Наркомпросом, а также общественными организациями – «Фондом имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям», обществом «Друзья детей» и др. В ходе борьбы с беспризорностью раскрылся талант великого советского педагога А.С. Макаренко. К 1935 году массовая беспризорность в СССР была ликвидирована. Все дети были охвачены начальным обучением.
Отдел национальных школ Наркомпроса РСФСР занимался созданием и развитием национальных школ,. В течение десятилетия для народов, не имевших своей письменности (ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.), были созданы алфавиты (первоначально на основе латинского графики, с конца 30-х гг. – на базе кириллицы), буквари и учебные пособия на родных языках. Был обеспечен дифференцированный подход к определению типов школ в зависимости этнографических и географических условий тех или иных территорий.
Политика ликбеза дала свои плоды. Если в 1920 году в России грамотой владело 44,1% населения (73,5% в городах), то к 1932 году грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет по СССР в целом составляла 90,3% (города - 97%). Среди призывников в армию проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников, имеющих высшее и полное среднее образование, в 1939-1940 гг. составляла треть от общего числа призванных.
Таким образом, в сложнейших условиях преодоления последствий Гражданской войны, осуществления политик коллективизации и индустриализации, был создан новый социально-культурный уклад. Политика ликбеза обеспечила промышленность и сельское хозяйство грамотными людьми, способными овладеть определённой специальностью. Овладение грамотой повышало общественный статус советских людей, расширяло их кругозор, мотивировало на дальнейшую учебу и саморазвитие. Реализация политики борьбы с неграмотностью явилась подготовительным этапом к охвату населения всеобщим начальным, а затем и общим образованием.
В условиях становления советской власти была разработана сбалансированная концепция реформы отечественной школы. В 1917-1920 гг. была введена государственная монополия на начальное и общее школьное и профессиональное образование. Школа отделялась от церкви, частные школы были запрещены. Давно назревшим гуманистическим шагом, осуществленным только с установлением советской власти, стал запрет физического наказания учащихся. Система школьного образования состояла из начальной школы первой ступени (4 года обучения), основной общеобразовательной семилетней школы и средней общеобразовательной девятилетней школы второй ступени. При этом обеспечивалось единство системы образования и преемственность образовательных ступеней. Советская организация системы образования была постепенно взята на вооружение многими странами.
Революционно-нигилистические настроения проникали во все поры молодого Советского государства, не обойдя и становящуюся систему образования, и педагогическую мысль, сказавшись на формировании теоретико-концептуальной основы реформирования отечественной средней и высшей школы 20-х годов. Во многом это было связано с проблемой поисков ориентиров и концепций формирования личности нового типа, «вселенского человека», борца за социализм в процессе культурного строительства послереволюционного времени. Ярким примером тому являются концепции идеологов партии. А. Богданов полагал, что новый человек – это научно- организованный в единое целое пролетарий. Л. Троцкий акцентировал внимание на материально-биологической составляющей человеческой природы и предлагал создать сверхчеловека как новый общественно-биологический тип личности. Своя концепция сверхчеловека как совершенной личности будущего, формирующейся через творчество и всестороннее воспитание, имелась у А. Луначарского. Все эти искания отразились на развитии отечественной психологической и педагогической мысли.
Стремясь связать психолого-педагогический процесс и реалии строящегося социалистического государства, многие советские учёные принялись разрабатывать новые, «пролетарские» подходы к изучению детей разных возрастов с целью создания «нового человека» Это нашло отражение в популярности таких псевдонаучных дисциплин, как педология и евгеника.
У истоков педологии как науки о ребёнке стояли лидер педологического движения в СССР психиатр А.Б. Залкинд, педагог и психолог П.П. Блонский. Педология в концепции Блонского основывалась на идее «биогенетического закона» человека, согласно которой все психическое развитие человека механически подчиняется законам биологии, и в меньшей степени – социальной среде. Утверждалось, что, зная законы биологии, можно развивать, наряду с животноводством и зоотехникой, человеководство.
На близких позициях стояли и сторонники евгеники. Представители этого направления, генетики Н.К. Кольцов и Ю.А. Филипченко, исходили из представления о человечестве только как о биологическом виде, а не как совокупности личностей. В этой связи они предлагали метод генетического улучшения человеческой породы – искусственный отбор, применявшийся в животноводстве. В первую очередь, размножаться должны были люди выдающихся способностей, которые, согласно их теориям, наследовались. М.В. Волоцким была даже разработана специальная «пролетарская евгеника».
Нивелировка личностно-ориентированного подхода, идея полного подчинения частного интереса коллективному началу была характерна и для «социогенетического» направления педологии, которое развивал А.Б. Залкинд. Согласно данному подходу, биологическое начало ребенка всецело имеет социальную обусловленность, поэтому никакой связи развития индивида с прошлым человечества не существует. Данные убеждения всецело разделял и Н. Бухарин.
Однако нигилистические идеи в 1920-е годы поддерживало не всё научное сообщество. Крупнейшие учёные с мировым именем – такие, как великий физиолог И. Павлов, физиолог А. Ухтомский, биолог Н.Тимофеев-Ресовский, создатель концепции ноосферы В. Вернадский – скептически относились к данным психолого-футуристическим концепциям.
Педология стала широко использоваться в школьной и вузовской практиках и принесла им большой вред. Классическая система преподавания – классово-урочная и лекционно-семинарская – отбрасывалась как «реакционная» и заменялась на «комплексное обучение». Последнее было ориентировано на изучение не учебных предметов, а произвольно выбранных «бригадой» школьников или студентов «научных» тем, входящих в «комплексы адаптации» или проекты, которые бы позволили приспосабливаться на их основе к жизненным ситуациям. Например, такими темами могли быть: «Как подготовиться к зиме», «Дом и быт» и т.д. Данный подход приводил к нарушению систематичности обучения и снижению уровня теоретических знаний по основам наук. Осуществлялось комплексное обучение посредством лабораторно-бригадного метода, который акцентировал внимание на сугубо коллективном методе воспитания «новых людей», основывался на работе учащихся в «бригадах», коллективной сдаче зачётов и ответов по принципу «один за всех». Таким образом, отсутствовал индивидуальный учёт успеваемости учащихся. При данной системе обучения роль преподавателей сводилась к консультированию и контролю за посещаемостью и не предусматривала передачу знаний и опыта.
Другим опасным для советской системы образования элементом педологических экспериментов являлась идея отсутствия связи развития человека и опыта прошлых поколений, что в первую очередь отразилось на исторической науке. Благодаря деятельности «главы марксистской исторической школы в СССР» М.Н. Покровского история была изгнана из системы преподавания и заменена на сомнительное по своей научной природе обществоведение.
Полагая, что «история – это политика, опрокинутая в прошлое», Покровский субъективно переносил характеристики из современной ему действительности на события прошлого. Так, например, отряды Пугачева он сравнивал с красногвардейскими отрядами Гражданской войны советского периода. Установки на космополитизм и троцкизм в области образования разделял и нарком просвещения А.В. Луначарский, заявивший на первом Всесоюзном учительском съезде (1925 г.) что «идея патриотизма насквозь лживая». Его поддерживал Н. Бухарин. Такие заявления воспринимались в качестве официальных установок и ориентиров в системе образования и воспитания.
Однако к концу 20-х годов ситуация стала меняться. Ещё в 1929 г. Н.К. Крупская чётко сформулировала негативные последствия экспериментов в области образования, указав на то, что педология стала «превращаться в какую-то схематику», которая пытается «мертвыми схемами и модными словечками подменить факты живой действительности».
В начале 30-х гг. развернулась серьезная борьба против нигилистических концепций педологов.
25 августа 1931 г ЦК ВКП(б) принял постановление «О начальной и средней школе», в котором осудил методологическое прожектерство и дал принципиальные указания о коренном изменении учебно-воспитательной работы школы. В постановлении указывалось, что школа не дает достаточного объема систематических общеобразовательных знаний и неудовлетворительно готовит для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук. В этой связи ЦК ВКП(б) провозгласил борьбу за овладение основами наук решающим звеном в работе школы. Также подчёркивалось, что политехническое обучение должно строиться на основе овладения общеобразовательными предметами и знакомить учащихся со всеми главными отраслями производства в тесной связи обучения с производительным трудом. Это указание имело большое значение, поскольку во многих школах занятия учащихся ручным трудом носили не политехнический, а ремесленный характер.
На основе данного постановления были утверждены новые учебные планы, исходившие из традиций дореволюционной школы, связанные с предметным преподаванием. Возвращение к традиционной российской системе обучения проявилось и в осуждении «лабораторно-бригадного метода» работы, возвращении классно-урочной системы занятий в школах, а также обязательной школьной формы. Вернулись и личностно-ориентированный подход преподавания, индивидуальный систематический учет знаний учащихся.
Партийное постановление от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» указывало на порочность идей о фаталистической обусловленности судьбы человека, ребёнка влиянием наследственности и «неизменной среды», а также на неэффективность тестовых испытаний по измерению «одаренности» детей. Постановление положило конец работе педологов в школе и открыло пути дальнейшего развития советской педагогики и психологии, призывавшихся строить «подлинно марксистскую» науку о детях.
С мая 1934 года согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) в школы на правах общеобязательной дисциплины вернулась отечественная история. Коммунистическая партия и правительство рекомендовали сообщать учащимся исторические события в историко-хронологической последовательности, использовать наглядные пособия (картины по курсу истории, географические карты) и отрывки из художественных литературных произведений.
Радикальные изменения происходили и в системе высшего образования. После революции вузы также подвергались реорганизации в левацком духе. В августе 1918 г. СНК издал декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения», по которым пролетарской молодежи предоставлялось право поступать в вузы без аттестата о среднем образовании, при этом вступительные экзамены отменялись. 1 октября 1918 г. были отменены ученые степени и звания. Правда, уже в 1919 г. была создана система рабочих факультетов (рабфаков) для подготовки поступающей (без экзаменов) в вузы рабочей молодежи, что должно было несколько сгладить негативные последствия «революционных» нововведений.
В 30-е годы началось возвращение к классической дореволюционной системе высшего образования. Согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 года «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой»возрождались традиционные формы учебной работы под руководством преподавателей: лекции, практические занятия и семинары, производственная практика. Были восстановлены индивидуальные оценки и вступительные экзамены. А ещё годом ранее были отменены социальные ограничения при приёме в вузы.
В 1934 г. на XVII съезде ВКП(б) была поставлена задача о всеобщем образовании в объёме семилетки, которое было введено к 1937 г. Уже в 1938-1939 учебном году в СССР 97,3 % детей, окончивших начальную школу, перешли учиться в среднюю.
С 1934 года в СССР действовало три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (7-летняя), средняя, подразумевавшая 10-летний срок обучения.
Изменения затронули и систему преподавательских кадров. Согласно постановлению СНК СССР от 13 января 1934 г. «Об ученых степенях и званиях» устанавливались ученые звания: ассистента (в высших учебных заведениях) или младшего научного сотрудника (в научно-исследовательских учреждениях); доцента (в вузах) или старшего научного сотрудника (в НИУ); профессора (в вузах) или действительного члена научно-исследовательского учреждения, а также научные степени кандидата и доктора наук.
Советская власть высоко ценила научно-преподавательские кадры. Согласно утверждённой в 1937 г. новой штатно-окладной системе заработной платы преподавателей вузов устанавливались оклады от 500 руб. (ассистент, не имеющий ученой степени) до 1500 руб. (профессор, доктор наук, заведующий кафедрой). В отдельных случаях оклады профессоров могли достигать 2000 руб., а доцентов - 1500. Размер стипендии студентов мог доходить до 183 руб. с учётом, что минимальный размер зарплаты в тот период составлял 110 руб. Таким образом, стипендии (её получало около 70% студентов) было достаточно, чтобы не работать и полностью посвящать себя учёбе, что положительно сказывалось на качестве подготовки.
Большое значение для улучшения воспитательной работы имело постановление ЦК ВКП(б) «О работе пионерской организации», принятое в апреле 1932 года. В нём отмечалось: «В центр внимания пионерорганизации поставить задачу выработки социалистического отношения к учебе, труду и общественно-практической работе как в своих пионерских рядах, так и среди детей». В результате этого постановления во всех республиках стали открываться и расширять свою работу Дворцы и Дома пионеров, детские туристские станции и базы, станции юных натуралистов и юных техников, клубы, кино и театры. Возникли первые детские железные дороги. Оживилась работа детских библиотек.
Таким образом, к началу 40-х годов были достигнуты значительные успехи в народном и профессиональном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет после Октябрьской революции к 1937 году по сравнению с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раза (в средних школах – в 20,2 раза), а количество высших учебных заведений выросло в 7,7 раза.
Особое внимание правительство уделяло созданию системы педагогических учебных заведений, которые должны были восполнить нехватку учительских кадров. В 1929 году на базе педагогического факультета 2-го МГУ решением Наркомпроса был создал Московский государственный педагогический институт – главный педагогический вуз страны. С введением всеобщего обязательного начального обучения возросла сеть педагогических техникумов (переименованных позже в педагогические училища), подготовлявших учителей начальных школ. В 1933 году были учреждены двухгодичные учительские институты.
В ходе культурной революции была создана советская народная интеллигенция. Образование стало общедоступным. Была создана основа советской системы образования с её установкой на постоянное саморазвитие и самосовершенствование личности, исходя из общегуманистических идеалов. Центральное место в формировании массового советского сознания заняли вопросы патриотического и интернационального воспитания, основанного на истории Отечества. Особенностью советского социогуманитарного образования являлась его духовно-идеологическая направленность.
Похожая информация.
1.17.1. Особенности развития советской школы и системы образования
В советский период развития отечественного образования и педагогической мысли (1917 – 1991) сформировалась сильно идеологизированная система образования, в основе которой лежала идея приоритета интересов коллектива над интересами личности. Одновременно этот период отличается сложностью, противоречивостью, драматизмом.
В1918 г. было принято «Положение о единой трудовой школе», на основе которого была осуществлена реформа системы образования. В основу реформирования школы были положены идеи разных типов:
коммунистические идеи о школе как орудии идеологической борьбы, перевоспитания широких масс в социалистическом духе;
общедемократические идеи (всеобщее и бесплатное образование, связанное с трудом, всестороннее развитие личности);
идеи «новой педагогики» о школе как трудовой коммуне. По всей стране вводился единый тип школы, состоящей из двух ступеней: обучение на первой ступени продолжалось 5 лет, на второй – 4 года. Центром образовательной работы в школе провозглашался труд; учеба должна была лишь сопутствовать «трудовым процессам». Предполагалось, что ребенок должен учиться всем дисциплинам попутно с трудовой деятельностью (играя, рисуя, фотографируя, ухаживая за животными и т.д.). Школа провозглашалась коммуной, единым коллективом учителей и учащихся и становилась школой продленного дня.
В1921 г. были разработаны и приняты новые учебные программы для школ первой ступени – так называемые комплексные программы. В их основе лежит идея о том, что в жизни человек пользуется не отдельными предметами, а комплексом знаний. Поскольку же школа должна подготовить ребенка к жизни, то в основе обучения должны лежать не разрозненные учебные дисциплины, а темы, рассматривающие тот или иной аспект действительности по трем направлениям, – человек (природа), труд, общество. Несомненным достоинством комплексных программ была их связь с жизнью, с опытом учащихся. Однако они разрушали системность в обучении, не давали ребенку по-настоящему научных знаний. Разрушалась концептуальная, организационная и методическая преемственность между ступенями обучения, поскольку обучение на второй ступени носило традиционный характер.
В школах вводился метод проектов, при котором учащиеся работали над разнообразными проектными заданиями («Лекарственные растения нашей местности», разработка проектов технических устройств и т.п.), имевшими ярко выраженную практическую направленность и требовавшими определенного уровня теоретической подготовки, и бригадно-лабораторные методы обучения. Класс делился на группы (бригады), каждая из которых работала над выполнением определенного проектного задания. Работа проводилась как в классе, так и вне стен школы (на предприятиях, на пришкольном участке, в лабораториях). В результате применения таких методов обучения вырос уровень самостоятельности учащихся, повысился интерес к учебе, однако снизились уровень персональной ответственности и, как следствие, качество знаний.
В начале 30-х гг. в образовании была осуществлена серия контрреформ, в результате которых советская школа вернулась к традиционной классно-урочной системе. Все учебные программы и учебники были унифицированы, из преподавания исключена вариативность. Были введены пятибалльная система оценки, выпускные и переводные экзамены. С целью усиления идеологического воспитания учащихся вводилась должность классного руководителя.
Постепенно улучшалось качество обучения, что стало возможным прежде всего в результате создания устойчивой школьной системы с преемственными ступенями. Стабильные программы и четкая организация обучения способствовали выходу из кризиса образования. Сильные стороны реформ 1930-х гг. – это появление стройной структуры преемственных подсистем (от начальной до высшей), регулярное предметное обучение, единый режим занятий, введение стандартных программ и учебников. Однако новая система таила изъяны, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: сказалась безальтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении. Частично подобные недостатки компенсировались благодаря усилиям рядовых учителей, стихийной дифференциации.
Дальнейшее реформирование советской школы носило частичный характер и было связано главным образом с экстенсивным расширением образования и постепенным переходом к всеобщему обязательному среднему образованию.
Аннотация В данной статье проанализировано две системы образования в Российской Федерации – современная и советская. Приведено сравнение и выявлена проблема, от самых начальных стадий образования (детских садов) до высшего образования.
Ключевые слова: образование, кризис традиционной системы, советская система образования, современная образовательная система в РФ, коррупция, качество образования.
Keywords: education, crisis of the traditional system of the Soviet education system, modern educational system in Russia, corruption, the quality of education.
Прогресс стремительно идет в нашей стране уже практически тридцать лет, меняется многое, люди, общество, экономика, политика, и естественно, это затронуло ещё одну важную часть общества, такую как образование. Сейчас, многие задаются вопросом о качестве образования, которое влияет не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на будущее страны, развитие национальной экономики. Разрушена прежняя - советская система образования, однако новая система образования находится в процессе становления. На кризис российской системы образования влияет не только смена политического строя, но и все более усиливающаяся глобализация.
В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей. Дошкольное образование в СССР было возможно первой из самых важных ступеней становления советского гражданина. Детские сады строились по всей стране, в этот период существовала система дошкольного образования, которая в свою очередь, охватывала всех детей с момента рождения до семилетнего возраста. В возрасте двух лет сначала отдавали в ясли, затем с трех переходили в детский сад, куда ходили до семи лет. Несмотря на многие социальные проблемы того времени, система дошкольного образования СССР обеспечивало грамотное воспитание детей.
Во времена перестройки, произошел спад рождаемости, появляется такое понятия как, «естественная убыль населения», многие здания дошкольного образования перешли в частные руки. Как следствие данного процесса, многие лишись подобного заведения в шаговой доступности, а отвозить ежедневно ребенка до дошкольного заведения – накладное мероприятие. Очень долгое время проходил процесс закрытие дошкольных секторов, в следствии чего началась активная нехватка мест, переизбыток в группах детей, а не которые даже не смогли отдать, либо во время ребенка, либо вообще не водили детей до самой школы.
Отметим, что в последние несколько лет, данная ситуация начинает исправляться и открываются новые, современные детские сады, оснащенные по последнему слову техники, а старые садики реконструируются. Но проблема нехватки мест все же стоит достаточно остро, к тому же коррупционные дела сотрудников садиков привели к тому, что даже если в садике есть свободные места, попасть туда без дорогостоящих подарков или оказания финансовой поддержки очень сложно. Кроме того, появились ежемесячные сборы на различные нужды, хотя садики, как и школы о которых мы поговорим далее в полной мере получают свое финансирование.
Общее начальное образование - школы при СССР существовало три типа школ, которые разделялись на начальные (с первого по третий класс), восьмилетние (с первого по восьмой класс) и десятилетние, обеспечивающие полный цикл образования. Так же существовала однообразность образования, что бы ученик мог без проблем перейти из одного учебного заведения в другое. Так же важную роль в системе школьного образования играли школы – интернаты и «продленки», которые позволяли родителям не беспокоится за своих детей. Особенностью в советское время являлось не школьное образование, пионерские организации, дома пионеров, дворцы, кружки, станции юных специалистов и техников и многое другое, любой из учащихся школ, мог выбрать занятие по душе и интересам, и самое главное занятие были бесплатные. Такие занятия обучали детей будущим, возможно, их профессиям, получали в разных областях знания. Говорить о бесплатных кружках и секциях в современной России не приходится.
За все придется платить, и даже факультативы в отдельных школах так же существуют исключительно на коммерческой основе. Многие родители не могут позволить себе такое. Важным моментов в советской системе школьного обучения, являлась система медалей. Выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль, а имеющим одну отметку «хорошо» - серебряная. Кроме морального удовлетворения медаль давала льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. В настоящее время обучение в школе занимает 11 лет и главная цель обучения – поступление в ВУЗ. По окончанию школы, ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который по математике и русскому языку обязателен, остальные предметы выпускники выбирают сами исходя из своих нужд. С введением ЕГЭ все льготы, такие как медали, утратили смысл и были отменены.
Выдача медалей производится лишь в качестве морального поощрения. Система Единого Государственного Экзамена вызывает некоторые нарекания, как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей, кроме того, многие специалисты показываю, что данный экзамен не отображает знания, ведь два последних года обучения в школе учеников тренируют решать конкретные задачи тестов, и не развиваю всесторонние мышление. Стоит отметить, что внедрение ЕГЭ было и для снижения коррупции среди школ. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей. Бесконечные школьные поборы, финансовая помощь школе за медали и прочее вымогательство стали обыденным явлением в системе образования современной России.
Для пополнения рабочих кадров в СССР были созданы профтехучилища, которые позволяли не только получить знания, но и овладеть рабочей специальностью, которая, обычно, не нуждалась в высококвалифицированных специалистах. В современной России большая часть техникумов была преобразована в колледжи. Название поменялась, но суть осталась прежней. Техникумы и колледжи обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3,10 года, а по отдельным специальностям – 2,5 года. Одним из достижений советской системы образования является высшее образование, которую по праву можно было считать лучшим в мире на тот период времени. Система высшего образования была представлена институтами и университетами, и если первые в основном специализировались на подготовке технических специалистов, то вторая категория ВУЗов была ориентирована на подготовку гуманитариев и учителей. Кроме непосредственного обучения специалистов ВУЗы в СССР имели обширную научно – исследовательскую базу, которая позволяла заниматься научной и новаторской деятельностью. Высшее образование в СССР было бесплатным, а студентам на основе их оценок выплачивалась стипендия. Средняя стипендия в СССР составляла 40 рублей. Много ли это? Учитывая, что заработная плата инженера составляла 130 – 150 рублей, студенты могли себе позволить жить достаточно неплохо .
Кроме того, именно в СССР зародилась система заочного образования. Первая в мире! Несмотря на то, что между СССР и политическими оппонентами не редки были обострения отношений, система образования СССР, особенно по инженерно-техническим специальностям, занимала лидирующее положение в мире. Если мы обратимся в документ «Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» , то мы можем видеть, что нас ждут не малые перемены, которые должны внести хорошие изменения в систему образования Российской Федерации. Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества. В рамках государственной программы предстоит обеспечить финансирование развития профессионального образования, развития общего образования и дополнительного образования детей; доступность образования; обновление качества образования.
С 2013 года осуществляется реализация первого этапа государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р (далее – Государственная программа). Общий объем финансового обеспечения Государственной программы из средств федерального бюджета в 2013-2020 гг. в текущих ценах составляет 3992,2 млрд. рублей (в среднем около 0,85 % ВВП в соответствующие годы). При этом ежегодный объем финансового обеспечения возрастает с 446,9 млрд. рублей в 2013 году до 631,2 млрд. рублей в 2020 году.
Очень важно постараться либо вернуть советскую систему образования – с корректировать и настроить её под новый манер, либо подстроить западные системы образования и выявить нашу – свою манеру преподавания и образования в целом. Несмотря на все текущие проблемы, надежда на то, что высшее образование, да и вся система образования в современной России не только достигнет уровня образования в СССР, но и перегонит его, станет на много эффективней и качественней за счет современных технологий и научному прогрессу.
Литература: 1. Верт Н. История Советского государства 1900 – 1991. – М., 1992.
2. «Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 2013 года
3. Леонидова Г. В. «Проблемы эффективности государственного управления. Сфера образования территорий. Состояние и перспективы развития» Вологда, 2014 г. ISBN: 978-5- 93299-262-3
4. http://www.strana-Советское образование
5. http://www.bibliofond.ru
6. http://fulledu.ru - сайт « Навигатор образования»
Борисова Вероника Сергеевна, Молокова Елена Леонидовна
В рекордно сжатые сроки была ликвидирована безграмотность населения, образование стало общедоступным.
Было много Нобелевских лауреатов и победителей международных олимпиад. Советские школьники побеждали на международных олимпиадах, в том числе и по естественнонаучным дисциплинам.
Известный педагог-новатор Виктор Шаталов говорил: «В послевоенные годы в СССР возникла космическая, поднялась оборонная промышленность. Все это не могло вырасти из ничего. Все основывалось на образовании. Поэтому можно утверждать, что наше образование было неплохим».
Плюсов действительно было много. Не будем говорить о массовости и доступности школьной ступени образования: сегодня этот принцип сохраняется. Поговорим о качестве обучения: это достояние советского прошлого любят сравнивать с качеством обучения в современном обществе.
Несмотря на то, что в советской школе выделился мощный ряд ведущих предметов, среди которых был русский язык, биология, физика, математика — изучение дисциплин, дающих системное представление о мире, было обязательным. В результате ученик покидал школьную скамью, имея практически энциклопедические знания. Эти знания становились тем крепким фундаментом, на котором можно было «построить» что угодно и впоследствии воспитать специалиста по любому профилю.
Залогом качественного образования была синхронизация получаемых знаний по разным предметам. Факты, узнаваемые учениками на уроках физики, перекликались со сведениями, полученными при изучении химии и математики. Таким образом, новые понятия и термины вводились параллельно, что помогало структурировать знания и формировать у детей целостную картину мира.
Сегодня педагоги бьют тревогу: у школьников отсутствует мотивация к учебе, многие старшеклассники не ощущают ответственности за собственное будущее. В советское время создать мотивацию удавалось благодаря взаимодействию нескольких факторов:
1. Оценки по предметам соответствовали полученным знаниям. В СССР не боялись ставить двойки и тройки даже за год. Статистика по классам, конечно, играла роль, но не имела первостепенное значение. Двоечника могли оставить на второй год: это был не только позор перед другими детьми, но и мощный стимул взяться за учебу. Оценку нельзя было купить: приходилось учиться, ведь по-другому заработать отличный результат было невозможно.
2. Система шефства и опеки в СССР была неоспоримым преимуществом. Слабый ученик не оставался один на один со своими проблемами и неудачами. Отличник брал его под свое попечение и занимался, пока двоечник не добьется успехов. Для сильных детей это тоже была хорошая школа: чтобы объяснить предмет другому ученику, им приходилось детально прорабатывать материал, самостоятельно учиться применять оптимальные педагогические методы. Система патернализма воспитала множество советских ученых, педагогов, которые впоследствии стали лауреатами престижных международных премий.
3.Равные условия для всех. Общественный статус и материальное положение родителей ученика никак не влияло на результаты в школе. Все дети находились в равных условиях, учились по одной программе, поэтому дорога была открыта для всех. Школьных знаний было достаточно, чтобы поступить в ВУЗ, не нанимая репетиторов. Обязательное распределение после института хоть и воспринималось как нежелательное явление, но гарантировало работу и востребованность полученных знаний и навыков.
4. Упор не только на обучение, но и на воспитание. Советская школа охватывала свободное время ученика, интересовалась его увлечениями. Секции, внеурочные занятия, которые были обязательными, почти не оставляли времени на бесцельное времяпровождение и порождали интерес к дальнейшему обучению.
5. Наличие бесплатных факультативных занятий. В советской школе, кроме обязательной программы, регулярно проводились факультативы для желающих. Занятия по дополнительным дисциплинам были бесплатными и доступными для всех, у кого было время и интерес их изучать.
6. Материальная поддержка студентов – стипендии составляли почти треть от средней заработной платы страны.
Совокупность указанных факторов порождала огромный стимул к учебе, без которого советское образование не было бы таким эффективным.

Педагог в советской школе – это образ с высоким социальным статусом. Учителей уважали и относились к их профессии как к ценному и общественно значимому труду. О школе снимали фильмы, слагали песни, представляя в них педагогов как интеллигентных, честных и высоко моральных людей, на которых нужно ровняться. Быть учителем считалось почетно.
Для этого были основания. К личности учителя в советской школе предъявлялись высокие требования. Преподавать шли люди, окончившие ВУЗы и имевшие внутреннее призвание обучать детей.
Такая ситуация сохранялась до 1970-х годов. Учителя имели сравнительно высокие зарплаты даже по сравнению с квалифицированными рабочими. Но ближе к «перестройке» ситуация стала меняться. Снижению авторитета личности учителя способствовало развитие капиталистических отношений. Установка на материальные ценности, которые теперь стали достижимыми, сделали профессию педагога малоприбыльной и непрестижной, что повлекло за собой нивелирование истинной ценности школьных отметок.
Итак, советское образование базировалось на трех основных «китах»:
1. Энциклопедические знания, достигаемые путем разностороннего обучения и синхронизации сведений, получаемых в результате изучения различных предметов.
2. Наличие мощного стимула у детей к учебе, благодаря патернализму и бесплатным внешкольным занятиям.
3. Уважение к учительскому труду и институту школы в целом.
Глядя на советскую систему образования с «колокольни» современности можно отметить некоторые недостатки. Можно сказать, что они являются чем-то вроде кирпичика, который мы, спустя много лет, могли бы добавить в храм науки, выстроенный великой страной.

Не будем затрагивать проблему обилия идеологии и подчинения ей гуманитарных наук. Критиковать сегодня идеологическую систему того времени – все равно что подвергать критике историю своей страны. Давайте рассмотрим некоторые недостатки, которые смогут послужить нам бесценным опытом.
1. Упор на теорию, а не на практику. Известная фраза А. Райкина: «Забудьте все, чему вас учили в школе, и слушайте…» родилась не на пустом месте. За ней скрывается усиленное изучение теории и отсутствие связи полученных знаний с жизнью. Тем не менее, недостаток практического опыта не помешал воспитать великих конструкторов, инженеров.
2. Низкий уровень обучения иностранным языкам. Отсутствие опыта общения с носителями порождало изучение языков на основе штампов, которые не менялись в учебниках из года в год. Советские школьники после 6 лет изучения иностранного так и не могли разговаривать на нем даже в пределах бытовых тем, хотя прекрасно знали грамматику. Недоступность учебной иностранной литературы, аудио- и видеозаписей, отсутствие необходимости общения с иностранцами отводило изучение зарубежных языков на второй план.
3. Отсутствие доступа к зарубежной литературе. Железный занавес создал ситуацию, при которой ссылаться на зарубежных ученых в студенческих и ученых работах стало не только стыдно, но и опасно. Недостаток свежей струи информации породил некоторую консервацию методов обучения. В связи с этим в 1992 году, когда западные веяния стали доступными, школьная система показалась устаревшей и требующей реформации.
4. Отсутствие домашнего образования и экстерната. Сложно судить, хорошо это или плохо, но отсутствие возможности у сильных учеников сдать предметы экстерном и перейти в следующий класс тормозило развитие будущих передовых кадров, уравнивало их с основной массой школьников.
Но как бы мы ни старались сегодня отыскать «ложку дегтя» в советской системе образования, ее достоинства остаются очевидным. Возможно, настанет время, и мы вернемся к опыту СССР, освоив его положительные стороны с учетом современных требований общества.
Образование в СССР
Система народного образования в СССР - система образования , начавшая складываться в советское время (Советская Россия , СССР).
В 1973 году в СССР расходы из госбюджета (без капитальных вложений) на высшие учебные заведения составили 2,97 млрд рублей, на техникумы, училища и школы по подготовке кадров средней квалификации - 1,79 млрд рублей, на профессионально-техническое образование - 2,09 млрд рублей.
На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов. По числу студентов на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания , Федеративная Республика Германия , Франция , Япония и другие.
По данным на 1 января 1976 года, в СССР насчитывалось 6272 профессионально-технических учебных заведения, в которых обучалось 3,08 млн учащихся.
На начало 1975/1976 учебного года в СССР действовали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн человек. По данным на 1975 год, подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах.
Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа, призвана была не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма .
Основные принципы образования в Советском Союзе были сформулированы еще в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП : всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.
Серьезной проблемой была неграмотность значительной части населения, особенно крестьянства, при этом в Европе, эта проблема была решена ещё в XIX веке . Советское руководство считало достижение всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. Как говорил Владимир Ленин - «нам нужно громадное повышение культуры. надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства» .
Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн. человек . Перепись 1920 года на территории Советской России зафиксировала умение читать у 41,7% населения в возрасте от 8 лет и старше. При этом эта перепись не была всеобщей и не охватила такие территории страны как Белоруссия, Волынская, Подольская губернии, Крым, Закавказье, горные районы Северного Кавказа, часть Туркестана и Киргизии, Дальний Восток, а также некоторые местности Европейской России и Украины, Хиву и Бухару.
Среднее число лет обучения населения старше 9 лет :
| 1797 | 1807 | 1817 | 1827 | 1837 | 1847 | 1857 | 1867 | 1877 | 1887 | 1897 | 1907 | 1917 | 1927 | 1937 | 1947 | 1957 | 1967 | 1977 | 1987 |
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 0,127 | 0,148 | 0,179 | 0,222 | 0,270 | 0,320 | 0,367 | 0,435 | 0,516 | 0,592 | 0,762 | 0,930 | 1,112 | 1,502 | 3,376 | 5,442 | 6,048 | 6,974 | 7,861 | 8,833 |
В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность» . Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры. В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98%), количество школ составило лишь 83% от предвоенного уровня . Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн. человек . В 1925-28 гг. по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Так законы о всеобщем обучени были приняты: в 1924 в УССР; в 1926 в БССР; а также в ЗСФСР и в некоторых республиках Ср. Азии в конце 1920-х гг. Но только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 - уже только 300 тыс.), к сентябрю 1930 года появились основания констатировать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически.
Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учебы).
Большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесен первой мировой и гражданской войнами. Так же большое количество образовательных учреждений было потерянно вместе с рядом территорий с наиболее высоким уровнем грамотности и образованности населения (Польша, Финляндия, Прибалтика). Из-за постоянной нехватки средств к 1922/23 учебному году количество школ сократилось до 88 588 а количество учащихся сократилось до 7 322 062. Только к 1926 году количество школ возросло до 111 046 а количество учащихся до 10 219 529). Ситуация усугублялась голодом и разрухой во многих сферах экономики, полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли .
| 1. В границах до 17.09.1939 |
В целом, в этот период значительно увеличилось количество учащихся и учителей.
Количество учителей увеличилось с 222 974 в 1922/23 гг. до 394 848 в в 1929/30 гг. Количество учащихся во всех школах СССР увеличилось с 7 322 062 в 1922/23 гг. до 13 515 688 в 1929/30 гг. Из них:
Количество студентов высших учебных заведений по сравнению с предвоенным 1914 годом выросло от 127 000 (включая Польшу) до 169 000 в 1927/28 гг. В 1930 г. в СССР было 272 000 студентов. Количествовысших учебных заведений увеличилось с 91 в 1914 г. до 148 в 1927/28 г. . (в 1930 г. 272 000)
Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции . В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения (в т. ч. 438 НИИ и их филиалов).
В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы .
В 1933-37 гг было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках. Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу.
Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось с 13 515 688 в 1929/30 гг. до 31 517 375 в 1938/39 гг. Из них:
Количество учителей увеличилось с 384 848 в 1929/30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.
Коллличество высших учебных заведений в 1932/33 г. соттавило - 832, в которых обучалось 504 000 студентов.
В целом, были достигнуты значительные успехи в народном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет после октябрьской революции в 1937 году по сравнение с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раз (в средних школах в 20,2 раз), а количество высших учебных заведений выросло в 7,7 раз .
К концу 30-х годов удалось также достичь значительных успехов в борьбе с неграмотностью: согласно переписи 1939 года процент грамотного населения составлял 87,4%, значительно уменьшился разрыв в грамотности сельского и городского населения. Всего за 16 лет (с 1923 по 1939 гг.) в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных людей разных возрастов. . Среди новобранцев проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников имеющих высшее и среднее образование в 1939-1940 гг. составляла треть от общего числа призванных. .
Статистика изменения процента грамотного населения:
| 1917 | 1920 | 1926 | 1937 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | ||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Сельское население: | Муж. | 53% | 52,4% | 67,3% | - | 91,6% | 99.1% | 99.6% | 99.6% |
| Жен. | 23% | 25,2% | 35,4% | - | 76,8% | 97,5% | 99,4% | 99,5% | |
| Всего | 37% | 37,8% | 50,6% | - | 84,0% | 98,2% | 99,5% | 99,6% | |
| Городское население: | Муж. | 80% | 80,7% | 88,0% | - | 97,1% | 99,5% | 99.9% | 99.9% |
| Жен. | 61% | 66,7% | 73,9% | - | 90,7% | 98,1% | 99,8% | 99,9% | |
| Всего | 70,5% | 73,5% | 80,9% | - | 93,8% | 98,7% | 99,8% | 99,9% | |
| Всего: | Муж. | 58% | 57,6% | 71,5% | 86% | 93,5% | 99,3% | 99.8% | 99.8% |
| Жен. | 29% | 32,3% | 42,7% | 66,2% | 81,6% | 97,8% | 99,7% | 99,8% | |
| Всего | 43% | 44,1% | 56,6% | - | 87,4% | 98,5% | 99,7% | 99,8% |
В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:
Всего в 1940/41 учебном году в школах СССР обучалось 34 784 тысяч человек. Из них:
В начальных - 9786 тысяч. В семилетних - 12 525 тысяч. В средних - 12 199 тысяч.
Число учителей в 1940/41 гг. составило 1237 тысяч.
В 1940/41 учебном году в СССР было 3773 средних специальных учебных заведений в которых училось 975 000 человек. Высшее образование в СССР в 1940/41 учебном году было представлено 817 учебнми заведениями, в которых обучалось 812 000 студентов.
В 1940 году вышло постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». . Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений, а также высших учебных заведениях.
Для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений плата составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год. Плата за обучение составляла в 1940 г. в среднем примерно 10 % от семейного бюджета (при одном работающем), в 1950 г. и далее вплоть до отмены оплаты в 1954 г. - около 5% .
Для поощрения выдающихся деятелей науки, техники, культуры и организаторов производства в 1939 году, в 60-летие Сталина, были учреждены присуждавшиеся ежегодно, начиная с 1941 года, Сталинские премии .
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение. 2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также селах - 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. 1. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;
Б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, - 300 рублей в год…
Число учащихся в СССР в период Великой Отечественной войны :
С 1949/50 учебном году произошло уменьшение числа учащихся, т. к. в школы поступали дети рождения военных лет, когда рождаемость в условиях военного времени, (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно снизилась.
В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях (в это число не входят 14,9 миллионов учащихся в школах переподготовки и повышения квалификации кадров). Из них:
В общеобразовательных школах - 30 127 тыс. В училищах системы школ трудовых резервов - 1 365 тыс. человек. В техникумах и средних специальных уч. заведениях - 2 012 тыс. В высших учебных заведениях - 2 001 тыс.
Число учителей в 1950/51 гг. составило 1 475 тысяч; в 1955/56 гг. - 1 733 тысяч.
В 1950 г. в СССР было 162,5 тыс. научных работников. К 1955 г. их число выросло до 223,9 тыс. и 2950 научных учреждений (1180 из них НИИ и их филиалы).
Перепись населения СССР, проведённая в 1959 году, продемонстрировала, что неграмотность среди населения страны была практически полностью искоренена.
| Статьи по теме: | |
|
Граф Алексей Разумовский: факты из жизни
Андрей Кириллович (22 X (2 XI) 1752, Петербург - 11 (23) IX 1836, Вена),... Разработка теории империализма в конце XIX - начале XX века Смотреть что такое "Гильфердинг" в других словарях
Hilferding, Rudolf) - выдающийся представитель так называемой... Ледовый поход (Корнилов)
В ночь с 22 на 23 февраля (c 9-го на 10-е по старому стилю) 1918 года... | |