Основные подходы к изучению истории. Философия истории

Подходы в изучении истории. Источники изучения истории.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Подходы в изучении истории. Источники изучения истории.
Рубрика (тематическая категория) Политика

Методология исторической науки.

Историческое познание обеспечивается научной методологией (в пер.
Размещено на реф.рф
с греч. Methodos – путь исследования, logos – учение).

Методология - ϶ᴛᴏ учение о методах познания и преобразования действительности. Это система научных принципов и методов исторического исследования.

К методам изучения истории относятся следующие:

1. Сравнительный метод изучения истории состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени.

2. Типологический метод – в классификации исторических явлений, событий, объектов

3. Идеографический метод изучения истории состоит в описании исторических событий и явлений.

4. Проблемно – хронологический метод изучения истории состоит в изучении последовательности исторических событий во времени.

5. Системный метод состоит в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития.

В современной исторической науке применяются следующие принципы научного исторического исследования:

1. Принцип объективности предполагает рассмотрение исторической реальности во всœей ее многогранности и противоречивости, независимо от личного отношения к событиям и фактам, не искажая и не подгоняя под заданные схемы и концепцию.

2 . Принцип историзма , является основополагающим в исторической науке. Исторические явления изучаются с учетом конкретной исторической обстановки соответствующей эпохи во взаимосвязи событий, с точки зрения того в силу каких причин оно возникло, каким было вначале, как развивалось в связи с внутренними и внешними изменениями общей обстановки.

3 . Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение объективности и историзма, особенно крайне важно го для изучения политических партий, движений.

4. Принцип всœесторонности изучения истории предусматривает крайне важно сть полноты и достоверности информации с учетом всœех сторон, влияющих на всœе сферы жизни общества.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, методы и принципы изучения обеспечивают научный подход изучения курса истории.

Изучение и познание истории осуществляется при помощи методологических подходов. Подход – совокупность приемов, способов в познании исторической реальности. Для изучения истории используются следующие подходы:

1. Теологический подход – рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа.

2. Географический детерминизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда.

3. Субъективизм – подход, в соответствие с которым ход истории определяют выдающиеся люди.

4. Эволюционизм – подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на более высокий уровень развития.

5. Рационализм – подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития.

В исторической науке наибольшее распространение получили 2 подхода: формационный или марксистский и цивилизационный.

6. Формационный подход , преобладал в советское время и возник в XIX в., в соответствии с котором исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций. Формация – исторически определœенный тип общества со специфическим экономическим базисом, соответствующими ему политическими и духовными надстройками. История, согласно формационного подхода, представала как смена 5-ти этапов общественного развития: от первобытного бесклассового общества через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм, социализм) к новому бесклассовому обществу – коммунистическому. Смена формаций должна происходить была путем социальной революции, и составлять всœеобщий закон исторического развития. Отсюда, история - ϶ᴛᴏ борьба классов.

7. Цивилизационный подход, который рассматривает историю государства и народов с учетом всœех особенностей: природно-климатических, социально-экономических, общественно-политических, культурных и др.
Размещено на реф.рф
У истоков цивилизационного подхода стояли О. Шпенглер (1822 – 1885гᴦ.) – немецкий философ, А. Тойнби (1889 – 1975 гᴦ.) – англ. философ, социолог, русские философы Питирим Сорокин, Н. Бердяев, Н. Данилевский.

Цивилизация в пер.
Размещено на реф.рф
с лат. Civis – городской, государственный, гражданский.

В мировой науке цивилизацию рассматривают с 4 позиций:

1) как синоним культуры (А. Тойнби). 2) Как определœенная стадия развития локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер). 3) Как ступень исторического развития того или иного региона или этноса. Сейчас цивилизацию рассматривают как целостность экономической, социально-политических, духовных сфер жизни общества. Основанием для выделœения этих цивилизаций служит соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.

Для объективного исследования истории необходим комплекс исторических источников , к которым относятся:

1. Письменные (летописи, своды, документы и т.д.)

2. Вещественные (орудия труда, предметы быта͵ монеты, архитектурные сооружения и т.д.)

3. Устное народное творчество (фольклор, сказки, поговорки и т.д.)

4. Лингвистические (географические названия, личные имена и т.д.)

5. Кино-фото-документы.

Подходы в изучении истории. Источники изучения истории. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Подходы в изучении истории. Источники изучения истории." 2017, 2018.

В отечественной историографии сложилось два концептуальных подхода к изучению истории: формационный с середины XIX века и цивилизационный с начала XX века.

Прилагательное «формационный» происходит от слова «формация», что по-гречески значит «ступень». Разработчиками теории формации (далее ТФ) являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, советские историки.

Основные черты теории формации:

1. Вся история человечества была разделена на пять ступеней: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

2. Основным критерием каждой формации являлся главенствующий способ производства материальных благ.

3. Этому способу соответствовали политические, юридические и идеологические учреждения определенной формации.

4. Общество делилось на классы: на эксплуататоров и эксплуатируемых.

5. Основным двигателем прогресса считались развитие орудий труда, классовая борьба как «локомотив истории».

Минусы теории формации:

1. ТФ предлагала только один линейный (стадиальный) вариант развития стран: от первобытно-общинного к коммунистическому обществу.

2. Существовали такие страны и народности, которые ориентировались на усовершенствование материального способа производства (аборигены Австралии, Индия, Китай и др.). У них были такая культура и традиции, которые не приведешь к материальному знаменателю. Их культура опиралась на духовные ценности гармоничного сосуществования с окружающей средой.

3. Приоритетным являлось изучение классов, масс.

4. Практика показала утопичность представлений о коммунистическом обществе.

Методологии формационного подхода противостоит цивилизационный подход. Его суть: история человечества представляет собой постоянное сосуществование, взаимодействие и сменяемость различных типов цивилизаций, которые проходят в своем развитии ряд стадий: зарождение, расцвет, старение, угасание.

Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон.

Во-первых, главное его достоинство в «очеловечивании» истории. Человек – начало и конец истории.

Во-вторых, он применим к истории любой страны и ориентирован на учет специфики каждой из них, т.е. он универсален.

В-третьих, ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном и многовариантном процессе.

В-четвертых, цивилизационный подход не отвергает единства человеческой истории, что позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования: Александр Македонский – Наполеон Бонапарт, Гитлер – Сталин и т. д.

В-пятых, важное значение для понимания исторического процесса отводится духовно-нравственным и интеллектуальным факторам: религии, культуре, менталитету народов.

Минусы цивилизационного подхода:

1. Аморфность критериев выделения типов цивилизаций: разные исследователи выделяют разные критерии для оценки цивилизаций.

2. Недостаточно разработанный понятийный аппарат.

3. Универсальность как недостаток при разработке конкретных проблем.

Представители цивилизационного подхода: англичанин Роберт Оуэн, русский историк Николай Данилевский, немецкий ученый Освальд Шпенглер, английский историк Арнольд Тойнби; русский эмигрант, живший в США, Питирим Сорокин, наши соотечественники: Отто Лацис, профессора А. И. Мальков, Л. И. Семенникова и другие.

Человеческое сообщество, с точки зрения некоторых ученых, началось 35–40 тыс. лет назад. Было все одинаково: строй, быт, трансовая культура. Сейчас разнообразнее. Существует масса определений цивилизации.

Цивилизация – это культурный археологический слой: черепки и пр. (Роберт Оуэн), это музей под открытым небом, подобный огромной материальной культуре (П. Сорокин), это форма, образ культуры (О. Шпенглер).

Одно из лучших определений в свое время дал Арнольд Тойнби: «Цивилизация – это единый организм, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии».

Мы будем придерживаться определения, данного доктором истории МГУ им. М. В. Ломоносова Л. И Семенниковой: «Цивилизация – это сообщество людей, объединенных основополагающими духовными и материальными ценностями, имеющих устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».

По мнению современных историков, придерживающихся цивилизационного подхода, существует три типа цивилизации:

1. С непрогрессивной формой существования (аборигены в Австралии, индейцы в Америке, эскимосы, нанайцы в России и др.).

2. Цивилизация с циклическим развитием, или восточным типом (Китай, Индия, Иран, Ирак и другие).

3. Цивилизация с прогрессивным развитием (современная западная, американская и другие формы).

Рассмотрим третий тип цивилизации – с прогрессивным развитием. Существовало, по мнению историков, две формы такой цивили­зации: античная греческая и современная европейская.

Основные черты западной цивилизации:

1. На первое место поставлен человек (не Бог) – индивидуально независимая от общества личность.

2. Власть и общество разделены. Существует гражданское общество, а власть ограничена правовыми нормами. По Сократу, «управлять при демократии должны лучшие нравственные люди».

3. Формой политического устройства является демократия, т.е. существуют выборность, отчетность, сменяемость.

4. Наличествует социальная дифференциация – классы.

5. Наличие рынка как способа функционирования экономики и ее регулятора приводит к появлению частной собственности.

План:
1. Основные подходы к изучению истории.
2. Формационный подход.
3. Цивилизационный подход.
4. Культурологический подход.

Основные подходы к изучению истории

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
- те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (иррационалисты);
- те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом. К данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются:
- формационный подход;
- цивилизационный подход;
- культурологический подход.

Формационный подход

1. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом, развит В.И.Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
К.Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
- первобытнообщинная;
- рабовладельческая;
- феодальная;
- капиталистическая;
- коммунистическая (социалистическая).
К.Маркс также указал на особый политико-экономический тип общества, фактически шестую формацию - «азиатский способ производства».
2. Формационный подход широко распространен в мировой философии. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Достоинства:
- понимание истории как закономерного объективного процесса;
- глубокая разработка экономических механизмов развития;
- реалистичность, систематизация исторического процесса.
Недостатки:
- не учитываются другие факторы: культурные, национальные, спонтанные;
- излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами в своем развитии одной из формаций);
- нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз;
- экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

Цивилизационный подход

1. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975).
Центральное понятие, используемое его сторонниками - цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.
Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют, особенно религиозно, на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.
К основным цивилизациям относятся (относились):
- шумерская;
- вавилонская;
- минойская;
- эллинская (греческая);
- китайская;
- индусская;
- исламская;
- христианская;
- некоторые другие цивилизации.
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.д.).
2. Движущими силами истории согласно Тойнби являются:
- вызов, брошенный цивилизации извне: невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия;
- ответ цивилизации на вызов;
- деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Развитие всей истории строится по схеме «вызов ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:
- творческого меньшинства;
- инертного большинства.
Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
- зарождение;
- рост;
- надлом;
- смерть и полное исчезновение цивилизации.

Культурологический подход

Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 - 1936).
Центральное понятие данного подхода - культура.
Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает.
Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби. Однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Всего Шпенглером было выделено восемь культур:
- индийская;
- китайская;
- вавилонская;
- египетская;
- античная;
- арабская;
- русская;
- западноевропейская.
Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.
Вопросы и задания
1. Перечислить основные подходы к изучению истории.
2. Какие достоинства и недостатки имеет формационный подход?
3. В чем сущность цивилизационного подхода?
4. В чем сущность культурологического подхода?

В исторической науке существует несколько подходов, обеспечивающих разные пути к познанию и осмыслению истории. В настоящее время принято выделять следующие подходы к изучению истории:

Исторически самым первым появился теологический подход . Он возникает в эпоху Средневековья, в условиях господства религиозного мировоззрения. С его помощью исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли или мирового духа. В настоящее время практически не используется.

В Новое время возникает несколько новых подходов.Рационалистический подход (рационализм) признает только разум единственным источником познания.Технологический подход представляет развитие исторического процесса как результат развития технологий. Субъективистский подход (субъективизм) подчеркивает роль личности в истории и определение хода истории выдающимися личностями (субъектами). Либеральный подход анализирует историю как процесс развития гражданского общества, прав и свобод личности.

Однако наиболее популярным стал марксизм (формационный подход). Его основателем в середине XIX в. стал К. Маркс. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинный строй;

2) рабовладение;

3) феодализм;

4) капитализм;

5) коммунизм (первая стадия коммунизма – социализм).

Несмотря на свою привлекательность и простоту, у данного подхода имеются и недостатки, в частности он не учитывает многообразия мира и не может быть применен ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся. Тем не менее, после 1917 г. этот подход стал господствующим в нашей стране (одним из первых историков-марксистов был М.Н. Покровский) и оставался таковым вплоть до распада СССР в 1991 г. Далее ему на смену пришел цивилизационный поход.

Цивилизационный подход возник во второй половине XIX – начале ХХ в. К числу основателей этого подхода принадлежат Н. Данилевский и А. Тойнби. Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (цивилизаций), которые имеют свое своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели. Недостатком подхода является неразработанность терминологии (нет даже четкого понимания термина «цивилизация»), что ограничивает его распространение.

Среди современных подходов необходимо отметить модернизационный подход (теория модернизации) , восходящий к учению М. Вебера начала ХХ в. Само слово «модернизация» означает переход от старого к новому, от традиционного общества, основанного на традициях, к современному, основанному на постоянном совершенствовании.

Также современным является социальный подход , который изучает историю общества через развитие отдельных социальных институтов (семья, государство, образование).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Отечественная история

Федеральное государственное бюджетное образовательное.. учреждение высшего профессионального образования.. ижевская государственная сельскохозяйственная академия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И политологии фгбоу впо ижевская гсха
О-82 Отечественная история: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Козловский [ и др.]; под общей редакцией С.Н. Уварова

Понятие и предмет истории
В переводе с древнегреческого «история» – рассказ о прошедшем, об узнанном. Существует множество определений понятия «история». Самыми распространенными являются следующие: 1) история


Познание прошлого возможно лишь на основе всестороннего изучения исторических источников. Исторический источник – это свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследовател

Методы и принципы исторического исследования
Обобщить исторические факты и сложить из них целостную картину прошлого позволяет методология исторической науки.Методология – это учение о способах исследования исторических факто

Функции истории
Что же дает изучение истории?История выполняет в обществе самые разнообразные функции. Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать

Отечественной историографии
2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в. 2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв.

Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в
До появления письменности у восточных славян сведения о прошлом передавались устно, как правило, в форме былин – устных эпических сказаний. Былины являются первым источником о прош

Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв
История как наука зародилась в России в начале XVIII в., что связано с деятельностью Петра I. К концу правления Петра I в Санкт-Петербурге была организована Академия наук, в рамках которой с 1725 г

Особенности историографии советского периода
После Октябрьской революции 1917 г. в исторической науке нашей страны утверждается господство марксистского направления (формационного подхода).Многообразие в подходах к историческ

Современная отечественная историография
После распада СССР в 1991 г. диктат партии был снят, произошел отказ от марксистского направления как основного подхода к изучению истории. Историки получили свободу творчества. На этом фоне с одно

Место и роль России в истории человечества
Все страны и народы мира являются неповторимыми, уникальными. Особенности каждой цивилизации позволили внести свой вклад в развитие человечества. Финикийцы дали письменность, китайцы изобрели порох

Особенности российской истории и менталитета
Историческое развитие России также уникально. Оно обусловлено теми же факторами, что привели к складыванию особенностей российской цивилизации. Особенностями российской истории ста

Восточные славяне в древности
Расселение. Вопрос об этногенезе (т.е. происхождении и развитии) восточных славян является дискуссионным, так как под своим именем «славяне» появляются в источниках лишь в VI в. н.

Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории
Образование государства у восточных славян явилось результатом их длительного развития. Процесс создания государства был ускорен сильной внешней опасностью, исходившей от северных и восточных сосед

Основные категории населения Киевской Руси
Экономическую и социальную основу общества в Киевской Руси состав­ляла земледельческая община – вервь (мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государс

Принятие христианства
С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г.

Период раздробленности (xii-xv вв.)
5.1 Начало раздробленности. 5.2 Причины раздробленности. 5.3 Основные тенденции развития древнерусских княжеств в XII – первой трети XIII вв. 5.4 Монголо-

Начало раздробленности
Образовавшаяся к концу Х в. Киевская Русь была обширным, но нестабильным государством. Незадолго до своей смерти Ярослав Мудрый разделил земли между тремя своими старшими сыновьями (Изяслав, Святос

Причины раздробленности
Раздробленность Руси была вызвана следующими причинами: 1) Экономический рост отдельных городов и княжеств. В рамках единого государства сложились самостоятельные хозяйственные районы, выр

Монголо-татарское нашествие (1237-1241)
Ослабление Руси в период раздробленности обернулось для нее завоеванием со стороны монголов. Традиционно в историографии завоевателей принято называть монголо-татарами, хотя современные татары к ни

Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
После завоевания монголами русских земель почти на 240 лет (до 1480 г.) установилось монголо-татар­ское иго – политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды. Политич

Московская русь (xvi-xvii вв.)
6.1 Причины возвышения Москвы. 6.2 Объединение русских земель вокруг Москвы. 6.3 Органы власти и управления в Московском государстве. 6.4 Основные категории населения Мос

Причины возвышения Москвы
Москва была основана в 1147 г. и долгое время входила в состав других княжеств. Зимой 1237-1238 гг. Москва, как и многие другие русские города, была разорена монголо-татарами. В 1276 г. Москва стал

Объединение русских земель вокруг Москвы
Объединение русских земель вокруг Москвы происходило в несколько этапов. На каждом этапе происходило расширение территории Московского княжества, но были и качественные отличия: 1) 1276-13

Органы власти и управления в Московском государстве
Главой государства являлся Великий князь Московский (с 1547 г. – царь). В его компетенцию входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должнос

Основные категории населения Московского государства
Социальный строй в Московском государстве можно охарактеризовать как военно-служилый. Его особенностью было то, что все категории населения, даже привилегированные, были обязаны служить в пользу го

Правление Ивана IV Грозного
Иван IV Васильевич (1533-1584) вступил на престол в 3-х летнем возрасте после смерти своего отца Василия III. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская, но и она умерла, предположит

Смутное время
Смутное время (Смута) (1598-1613) – это период глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса в России. Смутой стал междинастический период: в 1598 г. умирае

Россия в XVII в. после Смуты
Новые явления в экономике. Восстановительный процесс после Смуты занял примерно три десятилетия. Генеральной линий русской истории явилось дальнейшее укрепление крепостнических пор

Российская империя в XVIII в
7.1 Реформы Петра I. 7.2 Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в. 7.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II. 7.4 Правление Павла I.

Реформы Петра I (1682-1725)
После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. к власти пришел его старший сын, болезненный 14-летний Федор (1676-1682). Фактически правили государством его родственники Милославские и сестра Софья. По

Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в
Период 1725-1762 гг., т.е. со смерти Петра I и до воцарения Екатерины II, получил название «дворцовые перевороты».За 37 лет на троне побывало шесть правителей, и четверо из них при

Просвещенный абсолютизм Екатерины II
Правление Екатерины II принято называть «просвещенным абсолютизмом», поскольку она использовала идеи европейского Просвещения: ограничение абсолютизма законами, борьба с влиянием церкви, предоставл

Правление Павла I
Павел I (1796-1801) вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет уже сложившимся человеком. При жизни Екатерины II он жил фактически под домашним арестом в Гатчине. Став императором, Па

Российская империя в первой половине xix в
8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX в. при Александре I. 8.2 Движение декабристов. 8.3 Консервативная модернизация при Николае I. 8.

Движение декабристов
Декабристы – участники тайных обществ, организовавших 14 декабря 1825 г. (отсюда – декабристы) вооруженное выступление против самодержавия. По составу движение декабристов было дворянским, причем с

Консервативная модернизация при Николае I
Правление Николая I (1825-1855) называют «апогеем самодержавия», поскольку стало периодом наивысшего упрочения военно-бюрократической формы российского абсолютизма. Еще его называют «консервативной

Русская культура в первой половине XIX в
XIX в. – время небывалого расцвета литературы, живописи, музыки, науки, философии. Во всех сферах духовной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Н

Российская империя во второй половине xix в
9.1 Отмена крепостного права и ее последствия. 9.2 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. 9.3 Движение народников. 9.4 Контрреформы Александра III.

Отмена крепостного права и ее последствия
Причины отмены крепостного права: 1) недовольство крепостных крестьян своим положением. Участившиеся крестьянские восстания грозили перерасти в революцию. Вступивший на престол после Никол

Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в
Отмена крепостного права потребовала приведения общественного устройства в соответствие с новыми реалиями. В 1864 г. была проведена земская реформа. Создавались земства – вс

Движение народников
Буржуазные реформы предоставили обществу определенную свободу и вызвали небывалый подъем общественной активности. Реформы породили новую социальную группу – разночинцев (выходцы из

Контрреформы Александра III
После убийства Александра II на престол взошел его сын Александр III (1881-1894). Его правление называют «контрреформами», поскольку многие преобразования 1860-1870-х гг. были пересмотрены. Это был

Особенности развития капитализма в промышленности во II половине XIX в. Реформы С.Ю. Витте
Отмена крепостного права способствовала быстрому развитию капитализма в промышленности России, поскольку появилась свободная рабочая сила. Капитализм – общественно-экономический ст

Развитие капитализма в сельском хозяйстве во II половине XIX в
Отмена крепостного права стимулировала развитие капитализма и в сельском хозяйстве, но в отличие от промышленности, капиталистический уклад в деревне не стал господствующим. Помещичьи хозя

Внешняя политика России во второй половине XIX в
Главной задачей внешней политики второй половины XIX века являлась отмена ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 г. и, прежде всего, получение права на воссоздание Черноморс

Русская культура во второй половине XIX в
Во второй половине XIX в. продолжился «золотой век» русской культуры. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Произвели открытия П.Н. Яблочков (дуговая лампа), А.Н. Лодыгин (лампа нак

Россия в начале хх в
10.1 Первая российская революция 1905-1907 гг. 10.2 Столыпинская аграрная реформа. 10.3 Политические партии начала XX в. 10.4 Первый опыт российского парламентаризма: дея

Первая российская революция 1905-1907 гг
Революция – глубокий качественный переворот во всех сферах общественной жизни. Первая российская революция длилась с 9 января 1905 г. по 3 июня 1907 г. Ее причинамистали:

Столыпинская аграрная реформа
Аграрная реформа началась в 1906 г. по инициативе П.А. Столыпина, председателя Совета министров. Главная цель реформы заключалась в разрушении общины и превращении крестьян в собственников земли. П

Политические партии России начала XX в
Политическая партия – группа единомышленников, стремящаяся реализовать свои взгляды путем завоевания власти. Первые партии в России стали возникать на рубеже XIX-ХX вв. (эсеры, социал-демократы), н

Россия в годы Первой мировой войны
Причинами войны стали противоречия между ведущими европейскими странами, которые боролись за передел мира. Участники. В войне участвовали два блока:

Февральская революция 1917 г
Причины: 1) Системный социально-экономический кризис. Война до предела ухудшила состояние экономики России. В армию было мобилизовано более 25% взрослого мужского населения страны,

Россия от Февраля к Октябрю
Двоевластие. После победы Февральской революции, с начала марта и до начала июля 1917 г., в стране действовало двоевластие, т.е. одновременно существовали два центра власти: Времен

Октябрьская революция 1917 г
Причинами революции стали: 1) общенациональный системный кризис; 2) неспособность Временного правительства его решить; 3) действия большевиков по захвату власти в стране. В сентябре 1917 г

Формирование и сущность советского строя
11.1 Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.). 11.2 Гражданская война (1918-1920 гг.) и интервенция. Политика «военного коммунизма». 11.3 Новая эконо

Новая экономическая политика (НЭП)
К началу 1921 г. Красная Армия установила полный контроль над значительной частью территории бывшей Российской империи, за исключением Финляндии, Польши, Прибалтики, Бессарабии. Но внутреннее полож

Образование СССР
Нерешенный национальный вопрос был одной из причин падения монархии в России. После Февральской революции 1917 г. Временное правительство также не стало решать национальные проблемы в стране. Более

Индустриализация и коллективизация
Индустриализация. В 1925-1926 гг. в основном завершилось восстановление народного хозяйства. Тем не менее, СССР оставался отсталой в технико-экономическом отношении аграрно-индустр

Формирование тоталитарного государства в СССР и культа личности Сталина
Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. и установление единоличной власти Сталина. Большевистская партия была централизованной организацией, но и в ней существовали различные мнения от

Культурные преобразования в 1920-1930-е гг
Придя к власти, большевики провели преобразования и в культуре. Они были направлены на превращение существовавшей дореволюционной культуры в социалистическую. Молодая советская власть стремилась сд

Внешняя политика в 1920-1930-е гг
Окончание гражданской войны и иностранной интервенции зафиксировали новое состояние международных отношений. Важным фактором стало существование советского государства как принципиально новой, соци

СССР накануне Великой Отечественной войны
В предвоенные годы сталинское руководство предпринимало максимум усилий, чтобы подготовить страну к предстоящей войне. Во внешней политике СССР стремился как можно сильнее

Советско-германский фронт в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. с нападения войск Германии и ее союзников (Финляндия, Венгрия, Румыния, Италия и др.) на СССР и длилась до 9 мая 1945 г. Ее продолжительность со

Советский тыл в годы войны
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Выдвинутый лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал основополагающим. Советские г

Народная борьба на оккупированной территории
С первых дней войны на территории, занятой врагом, началось сопротивление оккупантам. Оно было вызвано глубоким патриотизмом и чувством национального самосознания. Массовые репрессии и уничтожение

Внешняя политика СССР в 1941-1945 гг
С первых месяцев Великой Отечественной войны начала активно складываться антигитлеровская коалиция во главе с СССР, Великобританией и США. Во время войны общая опасность объединила различные общест

Итоги войны
Главным итогом Великой Отечественной войны была ликвидация смертельной опасности, угрозы порабощения и геноцида русского и других народов СССР. Главной причиной победы ста

Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.)
Начало «холодной войны».Окончание Второй мировой войны зафиксировало новую геополитическую реальность. На мировой арене возникли две сверхдержавы – США и СССР. США смогли усилиться

Реформы Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)
Изменения в высшем руководстве страны. После смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) наступил короткий период «коллективного руководства». Председателем Совета Министров СССР стал Г.

Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)
После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя

Перестройка 1985-1991 гг
В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал 54-летний М.С. Горбачев. Избрание относительно молодого, энергичного лидера отражало стремление общества и политической эли­ты к давно назревшим

Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг
Становление государственности.Первоначальное становление новой российской государственности происходило в рамках СССР. Весной 1990 г. сроком на 5 лет избирается Съезд народных депу

Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг
«Шоковая терапия». В конце 1991 г. Россия была вынуждена приступить к экономическим преобразованиям. Этому процессу способствовали объективные условия, в которых оказалась страна:

Внешняя политика России в 1990-е гг
После распада СССР Россия стала правопреемницей СССР, за ней было закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН. К началу 1992 г. Россия была признана со стороны 131 государства ми

Внутриполитическое развитие России в 2000-е гг
26 марта 2000 г. Президентом РФ был избран В.В. Путин. В 2004 г. он был переизбран на второй срок. Председателем Правительства РФ стал М.М. Касьянов (2000-2004). В мае 2000 г. В.В. Путин н

Социально-экономическое развитие России в 2000-е гг
Благодаря благоприятной рыночной конъюнктуре и действиям правительства темпы экономического развития России в 2000-е гг. составили в среднем 7%. Это позволило выплатить значительную долю государств

Внешняя политика России в 2000-е гг
Внешняя политика РФ в 2000-е гг. определялась необходимостью сдерживания натиска на экономические и политические интересы страны в условиях нехватки ресурсов, морального и фактического старения вое

События
Призвание Рюрика в Новгород Объединение Новгорода и Киева под властью Олега 882-912 Княжение

Энгельса по изучению и критическому анализу всемирно-исторического опыта позволили выделить совершенно новое для историографии и социальной философии понятие понятие формация. Высокие претензии марксизма на революционное изменение мира вызвали широкую оппозицию по отношению к нему. Реальные тенденции и формы развития на Востоке и еще многих регионах мира не укладываются в схему пяти формаций.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 2


1. Формационный подход

В рамках этого подхода выделяют две концепции – марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества – формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго – отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.

Результаты титанического труда К. Маркса и Ф. Энгельса по изучению и критическому анализу всемирно-исторического опыта позволили выделить совершенно новое для историографии и социальной философии понятие, понятие «формация». Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено, прежде всего, в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации. Но конкретно-исторические условия существования общественных организмов весьма различны, и это приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов, значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.

Высокие претензии марксизма на революционное изменение мира вызвали широкую оппозицию по отношению к нему. По степени критического настроя к формационному учению можно условно выделить два основных направления. Представители первого настаивают на необходимости замены марксистского подхода как не выдержавшего проверки историческим опытом новым, в корне отличным подходом. Представители второго отрицают необходимость такой замены, настаивая лишь на обновлении марксистского подхода, т.е. на ликвидации ряда его недостатков. Основным же недостатком формационного подхода к истории является выпадение из исторического познания вообще множества элементов и связей общества как системы, которые не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Прежде всего, как отметил М.А. Барг, при формационном подходе картина социальной структуры настолько объединяется, что вся многоплановая социальная структура так или иначе подтягивается к классам-антагонистам, а духовная культура сводится, несмотря на все свое богатство, к отражению интересов основных классов, к отражению первичной стороны и не рассматривается как самостоятельный, генетически независимый фактор.

Cамостоятельное значение приобретает вопрос о «географических» границах применения формационной теории. Эта теория, разработанная на материале истории Западной Европы, верно охватывает некоторые особенности развития западной цивилизации. Применительно к восточным обществам этот подход выглядит менее убедительно. Реальные тенденции и формы развития на Востоке и еще многих регионах мира не укладываются в схему пяти формаций. Это почувствовал еще сам Маркс, выдвинувший проблему азиатского способа производства, но так и не решивший ее.

2. Цивилизационный подход

Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается достаточно легко, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее, поскольку единой цевилизационной теории не существует, как не существует единого понятия «цивилизация». Этот термин весьма многозначен. В настоящее время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организационных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономическую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.

На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами. Главное отличие цивилизационного подхода – отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает постижение общества «снизу», выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории «сверху», т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). И здесь важно, избегая жесткой привязки к способу производства, не упустить из виду опасность другого монизма – не менее жесткой привязки к духовно-религиозному или психологическому началу.

Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого народа на собственный социально-исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.

Но посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию, сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни. Цивилизационный подход представляется именно как противоположность формационного, как отрицающий материально-производственную детерминацию общества и его истории. Но противоположности смыкаются. Выпячивание какой-либо одной формы культуры делает подход монистическим, однотипным формационному.

Цивилизационный подход еще не разработан до конца как общеметодологический подход к анализу общественно-исторического процесса. И он должен быть плюралистическим, принимающим во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в общественно-историческом процессе. Его методология должна находиться в соответствии с современными представлениями о многофакторности и многовекторности развития. Сущность цивилизационного подхода должна усматриваться в многофакторном и многовекторном анализе общественно-исторического процесса. В этом случае насущно необходимым станет использование достижений монистического подхода, результатов анализа места и роли отдельных сторон общественной жизни, смыкание цивилизационного (плюралистического) и формационного (монистического) подходов.

3. Мир-системный подход

У истоков мир-системного подхода стоял французский историк Ф.Бродель. В его трехтомнике посвященному генезису капиталистической цивилизации идет речь о взаимосвязывающей все общества «мир-экономике». У нее имеется свой центр (со своим «сверхгородом»; в XIV в. им была Венеция, позднее центр переместился во Фландрию и Англию, оттуда в ХХ столетии за океан в Нью-Йорк), второстепенные, но развитые общества, окраинная периферия. Торговые коммуникации связывают разные регионы и культуры в единое макроэкономическое пространство.

Эти идеи были развиты И. Валлерстайном. Главной единицей развития Валлерстайн избирает не «национальное государство», а социальную систему. Системы имеют определенную логику функционирования и развития. Они основаны на определенном «способе производства». И. Валлерстайн понимает термин «способ производства» как особую форму организации трудового процесса, в рамках которой посредством какого-либо разделения труда осуществляется воспроизводство системы в целом. Главным критерием классификации (и одновременно периодизации) способов производства у Валлерстайна выступает способ распределения. В этом он следует идеям К. Поланьи. Соответственно выделяются три способа производства и три типа социальных систем: 1) реципроктно-линиджные минисистемы, основанные на отношениях взаимообмена, 2) редистрибутивные мир-империи (в сущности, это и есть «цивилизации» А. Тойнби), 3) капиталистическая миросистема (мир-экономика), основанная на товарно-денежных отношениях. Это стадиальная составляющая мир-системной теории.

«Мир-империи» существуют за счет дани и налогов с провинций и захваченных колоний, т.е. за счет ресурсов, перераспределяемых бюрократическим правительством. Отличительным признаком мир-империй является административная централизация, доминирование политики над экономикой. Мир-империи могут трансформироваться в «мир-экономики». Большинство мир-экономик оказались непрочными и погибли. Единственная выжившая мир-экономика, это капиталистическая. Она сформировалась в Европе в XVI–XVII вв., превратилась в гегемона мирового развития (капиталистическую мир-систему), подчинив все другие социальные системы.

Капиталистическая мир-система состоит из «ядра» (наиболее высокоразвитые страны Запада), «полупериферии» (в ХХ в. страны социализма) и «периферии» (страны третьего мира). Она основана на неэквивалентном разделении труда и эксплуатации между ядром и периферией. Полупериферия подвижна, она выполняет амортизационные функции и нередко является источником различных иннованционных изменений. На динамику экономических процессов в современной мир-системе накладывают геополитические процессы, экономические тренды и циклы (например, циклы Кондратьева и др.) разной протяженности.

К. Чейз-Данн и Т. Холл сформулировали наиболее обоснованную на настоящий момент концепцию исторического развития мир-систем. Понятие «способ производства» они предлагают заменить более точным термином «способ накопления». Способов накопления три: (1) основанный на родственных связях (по сути дела речь идет о реципрокатном обществе), (2) даннический и (3) рыночный. В соответствии с данными способами производства они выделяют три типа мир-систем с подвариантами:

(1) основанные на родстве (бесклассовые и безгосударственные системы охотников, собирателей и рыболовов; классовые, но безгосударственные вождества);

(2) даннические (первичные государства, первичные империи, мир-системы со многими центрами [например, Месопотамия или Мезоамерика], коммерциализированные даннические мир-системы [например, средневековая Афро-Евразия]);

(3) капиталистические (капиталистическая, с центром в Европе с XVII в. и современная глобальная) мир-системы.

Взаимосвязь между мир-системами складывается из четырех сетей: сетей большегрузных товаров (BNG), сетей престижных товаров (PGN), политических и военных сетей (PMN), информационных сетей (IN). Самыми широкими являются сети информации и престижных товаров. Какое место занимает каждая из сетей в динамике мир-систем, является сейчас одним наиболее актуальных вопросов. Последние теоретически важные работы в этой области показывают, что значимость обмена большегрузными товарами оказалась Валлерстайном несколько преувеличенной. На самом деле еще во времена далекой древности существовали контакты между различными цивилизациями и континентами. Таким путем распространялись технологические новации (земледелие, металлургия, колесницы, вооружение), идеологические системы, престижные товары и т.д. С этой точки зрения можно говорить о формировании единого мир-системного пространства не в индустриальную эпоху, а на несколько тысячелетий раньше.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, формационный, цивилизацонный и мир-системный подходы к пониманию исторического процесса предполагают (гласят):

1) Формационный: Маркс, Энгельс. История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций. Функционирование и время существование формаций зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют все другие (понимание в духе экономического материализма).

2) Цивилизационный. Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Нерерывность эволюционность развития. Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития, существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости.

3) Мир-системный. Без преувеличений можно сказать, что в настоящее время мир-системный подход является наиболее перспективной методологией для описания крупномасштабных исторических процессов. Более того, следует сказать, что данная парадигма имеет все перспективы использовать строгий аппарат точных наук для построения математических моделей систем разного уровня – от мини-систем до глобальной Мир-Системы. Правда, до недавнего времени процесс моделирования социальных систем осуществлялся в известной степени стихийно.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. / Пер. с фр. Л.Е. Куббеля; вступ. ст. и ред. Ю.Н. Афанасьева. – 2-е изд. – М.: Весь мир, 2006. – 429 с.
  2. Валлерстайн И. Миро-системный анализ // Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций / Под ред. Н.С. Розова. – Новосибирск, 1998. – Вып. 1. – С. 105–123.
  3. Крадин Н.Н. Проблемы периодизации исторических макропроцессов // История и Математика: Модели и теории / Отв. ред. Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев, С.Ю. Малков. – М.: ЛКИ/URSS, 2008. – С. 166–200.
  4. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: В 2 т. / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – Т. 1: Теория и история цивилизаций. – 768 с.
  5. Семёнов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). – М.: Современные тетради, 2003. – 776 с.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3667. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ И ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 13.82 KB
На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один - формационный, или монистический, другой - цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства.
17251. Нормативистский подход к пониманию права 26.89 KB
В правоведении имеется множество школ права каждая из которых претендует на формулирование как собственной теоретической парадигмы так и особой онтологемы правопонимания. Целью работы является изучение нормативистского подхода к пониманию права. Задачами работы являются: изучение классификации различных типов правопонимания; общая характеристика нормативистского типа правопонимания; изучение нормативистского тип правопонимания в российской юридической доктрине Объектом исследования являются общественные отношения испытывающие на себе...
11227. Создание информационного пространства по пониманию инвалидности и инклюзивного образования 7.69 KB
Из 450 000 детей с ограниченными возможностями здоровья в России только 170 000 учатся или лишь формально числятся в общеобразовательных школах. детей имеются особые образовательные потребности. В России нет законодательства требующего полного включения детей с инвалидностью в обычные школы. Наконец сами родители не владеют полной информацией о правах детей на получение образования и путях реализации этих прав.
11451. Использование исторического ландшафта в театрализованных представлениях 81.68 KB
Первые современные олимпийские игры и Панафинейский стадион как образец спортивной архитектуры с. Использование архитектуры как фоновой декорации. Парки культуры и отдыха как пространство для проведения массовых театрализованных представлений с. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения человеческих потребностей некоторого множества...
10780. Сущность, формы и функции исторического знания 37.97 KB
Тема 1: Сущность формы и функции исторического знания Предмет истории и ее место в системе наук. Методы и принципы исторического познания Место истории в системе наук. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Концепция материалистического объяснения истории К.
10828. Россия в начале ХХ века: проблема исторического выбора 44.59 KB
История России Россия в мировой цивилизации: Курс лекций Сост. Проблема экономического роста и индустриальной модернизации России. Политические партии в России: их генезис классификация программа и тактика Изменения в политической системе. Неудачи России в Первой мировой войне и обстановка внутри страны.
2849. Трактовка человеческой природы Дж. Вико. Циклы исторического развития 8.23 KB
Вико. Джамбаттиста Вико 1668 1744 был одним из первых мыслителей кто в целом ряде пунктов предвосхитил научную социологию. История для Вико бесконечная вереница человеческих поступков Социальный мир несомненно дело рук человека но направляет эти поступки божественное провидение. Заслуга Вико состоит в том что в своем главном труде Основания новой науки об общей природе наций 1725 он попытался применить историкосравнительный метод и детерминистский подход также и к объяснению государственноправовых институтов.
5365. Влияние пост - колониального исторического прошлого на современные отношения между Великобритании и Индии 32.33 KB
Развитие отношений между Великобританией и Индией вступает на новый путь, где пост – колониальное/ пост – имперское продолжает играть важную роль в различных сферах экономики, политики, культуры. Исторический опыт формирования нового характера отношений между двумя государствами
3467. Сестринский процесс - научно обоснованная методология профессиональной деятельности. V этап сестринского процесса – оценка эффективности сестринского процесса 32.53 KB
В учебно-методическом пособии освящен пятый этап сестринского процесса. Пособие содержит достаточную справочную информацию для освоения учебной программы по теме данного занятия. Пособие предназначено для студентов педиатрического факультета медицинского вуза.
5042. Основные подходы к управлению 13.18 KB
Цель благосостояния организации не позволяет отрицать возможность проявления санкций к нарушителям дисциплины. Подчиненность индивидуальных интересов общи интересы одного человека или группы работников не должны превалировать над интересами всей организации. Справедливость – глава организации должен стремиться вселить дух справедливости на все уровни скалярной цепи; лишь в этом случае персонал будет поощрен к выполнению своих обязанностей со всей отдачей и преданностью. Инициатива – продумать план действия и приложить силы к его успешному...


gastroguru © 2017