Выбор читателей
Популярные статьи
Основные группы односоставных предложений.
Простое предложение, состоящее из одного главного члена называется о д н о с о с т а в н ы м. Односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) предложения с одним главным членом-сказуемым; 2) предложения с одним главным членом-подлежащим. Предложения с одним сказуемым делятся ещё на две группы: 1) личные; 2) безличные. В свою очередь личные предложения делятся на две группы: 1) определённо-личные; 2) неопределённо-личные и обобщённо-личные.
Предложения определённо-личные.
О п р е д е л ё н н о - л и ч н ы м и предложениями называются такие односоставные предложения, у которых сказуемое выражается глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения ед. и мн.ч. или глаголами повелительного наклонения (несу, несёшь, несём, несёте, неси, несите) : 1)Жду от тебя посылки. (Ч.) 2) Придёшь завтра ко мне? 3)Уходим завтра в поход.
Предложения неопределённо-личные и обобщённо-личные.
Эти два типа односоставных предложений близки друг к другу. Н е о п р е д е л ё н н о-л и ч н о е предложение - это простое односоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое действие, которое выполняет неопределённый круг лиц. Глагол-сказуемое в неопределённо-личном предложении имеет форму множественного числа - прошедшего времени или 3-го лица настоящего времени. Например: 1) К. кому-то принесли от мастера ларец. (Кр.) 2) Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. 3) Там под горой пасут овец.
О б о б щ ё н н о - л и ч н о е предложение - это простое односоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое действие, которое выполняет широкий, обобщённый круг лиц. Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении имеет форму 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени , например: 1)Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 2) Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.(Пауст.)
Безличные предложения.
Б е з л и ч н ы м и называются предложения, сказуемое которых не допускает при себе подлежащего, не сочетается с именительном падежом.
1. Сказуемое безличных предложений может быть выражено как безличными формами личных глаголов, так и безличными глаголами. Глаголы при этом имеют форму 3-го лица единственного числа или форму среднего рода (также единственного числа) - в обоих случаях без указания производителя действия, например: Мне не спится что-то. С утра меня лихорадило.
1. Бытие, существование: Так. было, но так, больше не будет. Я надеялся, но вышло иначе.
2. Явления природы и стихийные явления:Светает! Ах, как скоро ночь минула!
3. Явления, приписываемые судьбе, року:Не везёт! Угораздило меня прийти не вовремя.
4. Чувственные восприятия, ощущения:Пахло смолой. С моря несло сырым и солёным воздухом.
5. Состояния организма, часто болезненные: Глаза слипаются, голову клонит вниз.
6. Психические переживания:Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной.
Безличное сказуемое часто выражается особой безличной формой глаголов, образуемой от формы 3-го лица или формы среднего рода добавлением суффикса-ся (-сь): не спит ся ; не верило сь .
Назывные предложения
Это односоставные предложения, состоящие только из подлежащего или подлежащего с пояснительными словами, например:Зима. Голубые пригорки незабудок. Назывные предложения произносятся с особой интонацией. Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия или наличности явления в настоящем времени. Следовательно, назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в сослагательном, ни в повелительном наклонении.
Неполные предложения.
Н е п о л н ы м и называются предложения, в которых отсутствуют какие-нибудь члены, главные или второстепенные. Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из предыдущей речи, из самого предложения или из обстановки разговора. Неполные предложения характерны главным образом для разговорной, диалогической речи. Н а п р и м е р: 1) "А как звать тебя?" - "Власом".
Упражнение 1 . Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.
1) Люблю грозу в начале мая. 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день... 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. 4) Останемся ещё на один день. 5) Не позволяй душе лениться! 6) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. 7) - Чего стоишь? - сказал он сумрачно. - Хочу и стою, - сказал Ваня. - Иди, откуда пришёл.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы. Укажите неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. Устно объясните, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.
1) Бездонную бочку водой не наполн...шь. 2) Вас прос...т к телефону. 3) Дело словом не замен...шь. 4) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впр...гают. 5) На войне встреча...шь разных людей. 6) По улицам слона водили. 7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос...ки. 8) Стой за правду горой. 9) Мне даже на п...кетах пишут "ваше превосходительство". 10) Любишь ката...ся - люби и саночки возить. 11) На даче спят под стук дождя.
Упражнение 3 . Вставьте пропущенные буквы. Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выражено.
1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу...анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк...ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл..., и я вышел на воздух освежи...ся. 4) Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста...ся у меня в крепост... . 5) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры...ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав...ся.
Упражнение 4. По образцам замените личные предложения безличными (письменно).
Образец. Я хочу изучать историю Москвы. - Мне хочется изучать историю Москвы.
1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.
Образец. Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.
1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо затянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.
Упражнение 5. Найдите неполные предложения и укажите, какие именно слова в них подразумеваются.
Что такое? На кого ты жалуешься? - Помилуй, государь! Дай вздохнуть... Замучены совсем. (Старик говорил с трудом.) - Кто тебя замучил? - Да Сафрон Яковлич, батюшка. Аркадий Павлыч помолчал. - Как тебя зовут? - Антипом, батюшка. - А это кто? - А сынок мой, батюшка.
Упражнение 6. Определите виды предложений. Укажите в каждом предложении главные члены и скажите, чем они выражены.
Вершины Альп . Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор. Над горамибледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жёсткий мороз; твёрдый, искристый снег; из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.
Упражнение 7. Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых. Определите тип односоставных предложений. Объясните расстановку знаков препинания.
Мишель пробирался от заставы к Разводной площади. Бледный, заспанный, он въехал через заставу в восемь часов. Не совсем рассвело, утро было сумрачное. Он проехал мимо пригородных лавок, с любопытством заглядывая в окна. В окнах еще горели свечи; в одной лавке копошился у конторки толстый чухонец в очках: что-то записывал, припоминал, почесывал нос. Мишель заглядывал в окна с неясной тревогой... Все стояло на месте. Лавки открывались. По улицам шли редкие прохожие, улицы были тихи и темны.
Из урока «Неполные предложения» вы узнаете об отличиях полных предложений от неполных. Ученики научатся различать односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные синтаксические конструкции. Для закрепления нового материала вы рассмотрите наиболее яркие примеры.
Тема: Односоставные предложения
Урок: Неполные предложения
3. Русский филологический портал ().
1. Прочитайте стихотворение Олега Григорьева.
Отметьте полные и неполные предложения. Разберите их по членам предложения.
— Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Лестницу ждешь? — Жду. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова? — Цела. — Значит живой? — Живой. — Ну, я пошел домой!
2. В каждом ряду слов есть «лишнее». Определите это слово.
В рощ.., много морков.., в изложени.., во время революци...
По памят.., без лодк.., в пут.., в воздух...
Во всей суровост.., к мудрост.., в забо.., об исследовани...
На тюл.., в шампун.., передал Наталь.., о гербари...
В стремен.., на вымен.., в пламен.., на камн…
Вариант 1.
А. Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена
Б. Односоставные предложения противопоставлены двусоставным как имеющие в грамматической основе лишь один главный член предложения - сказуемое или подлежащее.
В. Главный член односоставного предложения по своим формам не зависит от других членов предложения, то есть занимает независимую позицию.
Г. Предложения, в которых имеются два главных члена, являются односоставными.
Д. Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица
А. Катя купила платье в подарок маме.
Б. Поздняя осень.
В. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
Г. Во дворах жгут сухие листья.
Д. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
А. Ну что ж, посмотрим, попытаем счастья.
В. Хоть бы чуточку подождали!
Г. На сколько, позвольте спросить, персон накрывать?
Д. Сумерки.
А. Мне не спится
В. О свадьбе Ленского давно у них уж было решено.
Г. Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?
Д. И пусть унесут фонари.
А. Становилось темнее и свежее.
Б. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
В. Мне скучно.
Г. Младенца отнесли на гору.
А. Солдатами не рождаются
Б. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством!
В. И за столом у них гостям носили блюда по чинам.
А. Расскажешь мне известья.
Б. Постелю тебе в саду под чистым небом
В. Три скамейки.
Г. Пускай меня объявят старовером.
Д. Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
А. В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.
Б. Нам было весело.
В. Принесешь четыре ведра воды.
Г. Девятая рота в пути.
Д. Вы смеете это говорить здесь.
А. «Как тебя зовут?» - «Оля»
Б. «Ты куда?» удивленно спросила Маша.
В. Любишь кататься, люби и саночки возить.
Ответы к тесту:
Односоставные и неполные предложения.
Вариант 1.
Ученицы 8 «б» класса
МОУ «Лицей №1»
Карпенко Ксении.
РУССКИЙ ЯЗЫК Тема теста «Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс)
А. Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов)
Б. Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Тютчев Ф.) В. Душно было в сакле. Я вышел на воздух освежиться. Г. Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (Суриков И.) 10. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?А. Придёшь завтра ко мне?
Б . В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (Толстой А.)
В. Бодро идёшь домой. (Бунин И.)
Г. Пой, моя хорошая! (Жаров А.)
11. Укажите верную характеристику предложения Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла. (Дорош Е.)
А. Односоставное безличное Б. Односоставное неопределённо-личное В. Двусоставное Г. Односоставное определённо-личное 12. Найдите пример, в котором есть неполное предложение. А. Крепко пахло смородиной. Б. За окнами мороз. В. Как же снять? Г. Алёша смотрел на них, а они – на него. 13. Найдите назывное предложение. А. Воздух горячий. Б. Чуть-чуть сыровато. В. Темный лес. Г. Утро ясное и морозное.14. Какая схема соответствует предложению Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в небольшой деревушке ?
А. Двусоставное, и двусоставное Б. Двусоставное, и односоставное безличное В. Двусоставное, и односоставное неопределённо-личное Г. Двусоставное, и односоставное определённо-личное 15. Какое из данных утверждений является верным? Неопределённо-личное предложение - это предложение… А. Со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица; Б. Со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица мн. ч. настоящего или будущего времени или в форме мн. ч. прошедшего времени; В. Со сказуемым-глаголом в форме 2-го лица; Г. Со сказуемым, которое не допускает наличие подлежащего.Ключи к тесту
1. Б 2. Б 3. А 4. В 5. В 6. В 7. Г 8. В 9. А 10. Б 11. Б 12. Г 13. В 14. В 15. Б
Юнусова Роза Ферахетдиновна , учитель русского языка и литературы МОУ Ишеевский многопрофильный общеобразовательный лицей имени Н.К. Джорджадзе,
| Статьи по теме: | |
|
Граф Алексей Разумовский: факты из жизни
Андрей Кириллович (22 X (2 XI) 1752, Петербург - 11 (23) IX 1836, Вена),... Разработка теории империализма в конце XIX - начале XX века Смотреть что такое "Гильфердинг" в других словарях
Hilferding, Rudolf) - выдающийся представитель так называемой... Ледовый поход (Корнилов)
В ночь с 22 на 23 февраля (c 9-го на 10-е по старому стилю) 1918 года... | |