Выбор читателей
Популярные статьи
Алексей Константинович Толстой (1817-1875) – замечательный русский поэт, прозаик и драматург. Его перу принадлежат поэмы («Иоанн Дамаскин», «Грешница», «Алхимик»), былины, баллады и множество лирических стихотворений. Как писатель-прозаик он прославился своим историческим романом «Князь Серебряный» из времен опричнины, а его драматическая трилогия «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Борис Годунов» получила известность не только в России, но и за рубежом.
Творчество А.К. Толстого оказало заметное влияние на русскую камерно-вокальную музыку. Многие композиторы и в XIX, и в XX столетии обращались к лирике Толстого, привлекавшей их емкостью и правдивостью в изображении чувств и музыкальностью стиха. В результате не менее половины написанных Толстым стихотворений «превратились» в романсы и песни. Есть и крупное музыкальное сочинение на текст Толстого – кантата С.Танеева «Иоанн Дамаскин».
В концерте прозвучат романсы П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, М. Мусоргского, А. Бородина, П. Булахова. Что касается Чайковского, то можно будет услышать и всеми признанные шедевры, давно ставшие шлягерами («Средь шумного бала» и «Благословляю вас, леса»), и сочинения гораздо менее известные, например, дуэт «Шотландская баллада» для сопрано и баритона. Стихотворение Алексея Толстого, легшее в основу этого романса, является переводом шотландской народной баллады. Сюжет, что довольно типично для этого жанра, построен вокруг кровавого события. Баллада повествует о трагедии сына-отцеубийцы, которого подтолкнула к преступлению собственная мать. Страсти героев «находят выход» в бурном фортепианном вступлении и заключении; его основная часть проходит на фоне жесткого маршевого аккомпанемента.
Романс Чайковского «Кабы знала я, кабы ведала» написан на текст, также отсылающий слушателя к фольклору, но на сей раз русскому. В стихотворении Толстого в характерных для русской народной поэзии выражениях передана тоска молодой девушки по полюбившемуся ей молодцу. Однако в романсе Чайковского отсутствует какая бы то ни было фольклорная стилизация: все сочинение выдержано в стиле, характерном именно для вокальной музыки Чайковского.
Среди романсов Римского-Корсакова, вошедших в программу, большой популярностью пользуются два сочинения – «Звонче жаворонка пенье» и «Не ветер, вея с высоты». В обоих господствует радостное, приподнятое настроение, которое задает оживленный фортепианный аккомпанемент. Два других романса Римского-Корсакова, которые тоже прозвучат в концерте, – «О, если б ты могла…» и «Вздымаются волны», напротив, – в полном соответствии с текстом – выдержаны в тонах очень мрачных.
Некоторые стихи А.К. Толстого были положены на музыку неоднократно. Например, стихотворение «Горними тихо летела душа небесами» известно в музыкальной интерпретации как минимум четырех композиторов – Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и Кюи. В концерте прозвучат романсы, написанные Чайковским и Мусоргским. Их звуковой и эмоциональный облик весьма различен. В романсе Чайковского преобладает «оперное» начало: вокальная партия, следуя за текстом, подчеркивает наиболее значимые фразы экспрессивными интонациями; певец как бы перевоплощается в изображенную в стихотворении «душу». Романс Мусоргского, скорее, напоминает живописную фреску, передающую в скупых красках некую мистическую «надмирную» картину.
Столь же интересно сравнивать романсы «Не верь, мой друг» Чайковского и Рахманинова (оба прозвучат в концерте), «Спесь» Бородина и Мусоргского (в концерте будет исполнен вариант Бородина).
Помимо романсов, в программу вечера вошли фортепианные сочинения русских композиторов – «Сентиментальный вальс» Чайковского из «Шести пьес для фортепиано» op. 51, его же «Осенняя песня» из «Времен года» и «Элегия» Рахманинова. Все пьесы прозвучат в переложении для секстета в составе пяти струнных и фортепиано. Этот же состав заменит фортепианную партию и в романсах.
В концерте примут участие солисты оперной труппы Большого Мария Гаврилова (сопрано), Екатерина Морозова (сопрано), Александра Дурсенева (меццо-сопрано), Максим Пастер (тенор), Юрий Сыров (баритон), Михаил Казаков (бас) и Секстет оркестра Большого театра в составе Роман Денисов (скрипка), Кирилл Филатов (скрипка), Дмитрий Безинский (альт), Вячеслав Чухнов (виолончель), Кирилл Носенко (контрабас), Алла Басаргина (фортепиано).
Оксана Усова
Панасенко Галина Константиновна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ 33 г.Владивостока»
«Средь шумного бала »
(история одного романса )
Литературно-музыкальная композиция по
творчеству Алексея Константиновича Толстого
Звучит один куплет романса П.И.Чайковского «Средь шумного бала»:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Чтец 1 . Знакомый, любимый романс, содержащий тайну…Кто автор этого поэтического шедевра, кто та незнакомка, которая вдохновила на создание этих строк, кто написал музыку, пленительную, задушевную, так гармонично сливающуюся с содержанием стихотворения? В нём автор рассказывает, что встретил женщину на балу, она была в маске, которую отказалась снять. Но поэта пленяют её «печальные очи»,задумчивый взгляд тонкий стан и дивный голос. Кто она, какую тайну скрывала случайно встретившаяся на балу женщина с печальным взглядом? Да, эта встреча оказалась судьбой для двух людей.
(Звучит музыка бального танца).
Чтец2 .В январе 1851 года Алексей Толстой по долгу службы сопровождал наследника престола на бал-маскарад, который давался в Большом театре. Здесь он встретил незнакомку, у которой было сочное контральто, интригующая манера разговаривать, пышные пепельные волосы и прекрасная фигура. Но поразил её печальный таинственный взгляд. Незнакомка отказалась назвать своё имя и снять маску, но взяла визитную карточку Толстого, пообещав дать о себе знать.
Возвратясь домой, Толстой не мог работать. Мысль о незнакомке не давала покоя.(Звучит музыка романса Чайковского «Средь шумного бала» без слов).Нет, далеко не юношеское трепетное чувство влекло его к маске. Он понял, что это женщина, не девушка. Он может говорить с нею свободно, она поймёт всё, что бы он ни сказал, она показалась ему умницей. В ней было что-то такое, что отличало её от светских красавиц. Очевидно,этой ночью он и написал слова стихотворения, которое отныне будет всегда вдохновлять композиторов и влюблённых.
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Как звон отдалённой свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моём сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь.
И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Чтец 3 .Через несколько дней А.К.Толстой увидел свою незнакомку без маски. Она пригласила к себе в гости Алексея Константиновича и Ивана Сергеевича Тургенева, который тоже был на балу и тоже обратил внимание на загадочную маску. Это была Софья Андреевна Миллер, жена конногвардейского офицера. Софья Андреевна не была хорошенькой. Её портили высокий лоб, невыразительные брови, широкие скулы. Но, приглядевшись, мужчины начинали любоваться полными свежими губами и серыми глазами, которые светились умом. Тургенев тоже увлёкся Софьей Андреевной. Он долго был под её обаянием. Между ними завязалась дружеская переписка. Ей первой Тургенев доверял свои произведения и высоко ценил её мнение.
Софья Андреевна Миллер обладала большим литературным вкусом, владела
четырнадцатью языками, знала искусство, историю, философию. Алексей Толстой увлёкся Софьей Андреевной и очень сильно. Но всё было не так просто в этой любви. По своей натуре Толстой был добрым, нежным, деликатным, с ранимой душой. И это сочеталось с истинно мужской красотой: он был богатырского роста и телосложения и обладал огромной физической силой. Он легко скручивал железную вилку, распрямлял подкову, купался зимой в проруби и был хорош собою. И вместе с тем он был застенчивым человеком, скромным и,как мы вскоре убедимся, однолюбом. Отныне Софья Андреевна стала его кумиром, источником его художественного вдохновения. Появляются одно за одним стихотворения, посвящённые ей.
Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой тёмный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
Многие стихи Толстого этого периода были положены на музыку русскими композиторами.(Звучит романс А.Н.Римского - Корсакова «Не ветер,вея с высоты»).
Чтец4. Александр Константинович и Софья Андреевна очень скоро поняли, что их встреча –это их судьба. Но свадьбу пришлось отложить на многие годы. Муж Софьи Анд-
реевны, которого она давно оставила, не давал ей развода и всё ждал её возвращения, а мать Толстого и слышать не хотела о подобном союзе для сына. Да и у них самих отношения в первое время складывались далеко не просто. Софья Андреевна, по-видимому,не совсем ещё верила в долговечность их чувств. А Алексей Константинович весьма тяжело переживал объяснение, состоявшееся у них с Софьей Андреевной.
Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!
Жизнью твоею я жил, и слезами твоими я плакал,
Мысленно вместе с тобой прострадал я минувшие годы,
Всё перечувствовал вместе с тобой, и печаль и надежды,
Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я,
Но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий.
Какие же ошибки совершила Софья Андреевна? Почему ей так пришлось страдать? Она рассказала Толстому о своей жизни до встречи с ним. Оказывается, у Софьи Андреевны в девичестве Бахметьевой, был в юности роман с князем Вяземским, который воспользовался её доверчивостью и обманул её, отказавшись на ней жениться. Брат Софьи вступился за честь своей сестры и вызвал Вяземского на дуэль. Но Вяземский убил брата. Жизнь в родном доме стала невыносимой. Чтобы избежать косых взглядов и упрёков, Софья вышла замуж за страстно влюблённого в неё ротмистра Миллера. Брак оказался неудачным, и она вскоре ушла от мужа. Затем Софья сошлась с Григоровичем, но и этот союз не принёс ей счастья. После всего этого Софья Андреевна поселилась в имении своего второго брата и изредка наезжала в Москву или Петербург. Было о чём призадуматься Алексею Константиновичу! Прошлое Софьи Андреевны вызывало у него в душе и боль, и упрёки. Но он всё простил. «Клянусь тебе, - писал он ей в то время,- что люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми страданиями и радостями моей души…Прими эту любовь, какая она есть, и не ищи ей причины…».
Чтец 5 . Но сомнения в душе Алексея Константиновича, конечно, оставались. И они отразились в нескольких его стихотворениях.
Колышется море, волна за волной
Бегут и шумят торопливо…
О друг ты мой бедный, боюся, со мной
Не быть тебе долго счастливой!
Во мне и надежд, и отчаяний рой,
Кочующей мысли прибой и отбой,
Приливы любви и отливы.
Ты не спрашивай, не распытывай,
Умом-разумом не раскидывай,
Как люблю тебя, почему люблю,
И за что люблю, и надолго ли?..
Полюбив тебя, я не спрашивал,
Не разгадывал, не распытывал,
Полюбив тебя, я махнул рукой,
Очертил свою буйну голову!
Толстой всё больше тяготится своей службой при дворе. Он старался всеми способами уклониться от дежурств и всё чаще удалялся в своё имение Пустынька под Петербургом. Природа действует на него опьяняюще, лесные запахи будят в нём воспоминания, тишина зовёт к творчеству.(Звучит романс П.И.Чайковского «Благословляю вас,леса»).
Из Пустыньки он пишет Софье Андреевне: «Бывают минуты, в которые моя душа при мысли о тебе как будто вспоминает далёкие-далёкие времена, когда мы знали друг друга лучше и были ешё ближе, чем сейчас…Я никогда не мог бы быть ни министром, ни директором департамента, ни губернатором…Моё настоящее призвание - быть писателем. Если я буду знать,что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать».
На нивы жёлтые нисходит тишина,
В остывшем воздухе от меркнувших селений
Дрожа, несётся звон…Душа моя полна
Разлукою с тобой и горьких сожалений.
И каждый мой упрёк я вспоминаю вновь,
И каждое твержу приветливое слово,
Что мог бы я сказать тебе, моя любовь,
Но что внутри себя я схоронил сурово.
Чтец 6. В 1854 году впервые под собственным именем А.К. опубликовал многие свои стихотворения в журнале «Современник».В его лирике звучат совсем иные мотивы -ощущение великой наполненности бытия, радость могучего духовного возрождения. В это время поэт твёрдо встал на ноги, он находит свои темы, художественные формы. Поэт показывает себя прирождённым пейзажистом, и талант его был виден во всех его стихах. И, конечно, многие стихи посвящаются Софье Андреевне.
Смеркалось -жаркий день бледнел неуловимо,
Над озером туман тянулся полосой,
И кроткий образ твой, знакомый и любимый,
В вечерний тихий час носился предо мной.
Улыбка та ж была, которую люблю я,
И мягкая коса, как прежде,расплелась,
И очи грустные,по-прежнему тоскуя,
Глядели на меня в вечерний час.
Сколько музыки и чувства в этом замечательном стихотворении! Но в это время Россия вела Крымскую войну, и А.К. тревожат вести из осаждённого Севастополя. Русская армия терпит поражение. Тиф, грязь, болезни наносят русской армии урона больше, чем пули противника. Как патриот своей страны Толстой не мог со стороны наблюдать за ходом войны. Он просит своего дядю- министра уделов Льва Перовского- зачислить его в «Стрелковый полк императорской фамилии».В этот полк уже были зачислены два брата Жемчужниковы и двоюродный брат Алексея Константиновича Алексей Бобринский. Но этот стрелковый полк так и не вступил в бой, так как внутри его началась эпидемия тифа, и заболели все братья Толстого и он сам.
Узнав о болезни, Софья Андреевна приезжает под Одессу, где был расположен полк, и заботливо ухаживает за больным А.К.Рискуя заразиться, она сделала всё, чтобы выходить Толстого и поставить его на ноги.
Из Одессы Толстой возвращается в Петербург, а Софья Андреевна в своё имение. Связь поддерживается через переписку и редкие встречи. Появляются новые стихи.(Звучит романс П.И.Чайковского «Не верь, мой друг»).
Чтец 7. После Крымской кампании Толстой стал упорно добиваться отставки и обратился напрямую к императору с просьбой: «Ваше Величество! Я надеялся победить мою природу-художника. Но опыт доказал мне, что я боролся с ней напрасно. Служба и искусство несовместимы. Одно вредит другому, и нужно выбирать одно из двух…».Алесандр11 был недоволен, но уволить Толстого разрешил и произвёл его во флигель-адъютанты, что давало тому возможность охотиться в царских угодьях и бывать при дворе,когда угодно.
В 1857 году умирает мать Толстого. Теперь, казалось бы, он мог исполнить мечту- жениться на Софье Андреевне. Но затягивался её бракоразводный процесс с бывшим мужем.(Звучит романс П.И.Чайковского «Кабы знала я, кабы ведала»).
Пройдёт ещё несколько лет, прежде чем он соединит свою судьбу с любимой женщиной. А пока он упорно работает, ему приходится часто ездить на лечение в санатории за границу, а оттуда Софья Андреевна получает всё новые стихи.
С тех пор как я один,с тех пор как ты далёко,
В тревожном полусне когда забудусь я,
Светлей моей душе недремлющее око
И близость явственней духовная твоя.
Сестра моей души,с улыбкой счастья
Твой тихий кроткий лик склоняется ко мне,
И я,исполненный мучительного счастья,
Любящий, чую взор в тревожном полусне.
И если в этот час ты также им объята,
Мы думою, скажи, проникнуты ль одной
И видится ль тебе туманный образ брата
С улыбкой грустною склонённой над тобой?
И вот, наконец, настало время, когда Алексей Константинович смог соединить свою судьбу с Софьей Андреевной. Они повенчались в 1863 году в Дрездене. Толстому исполнилось 46 лет.
Чтец 8 .Алексей Константинович всецело отдаётся литературному труду: работает над драматическими произведениями, над трилогией «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», пишет драматическую поэму «Дон Жуан». (Звучит «Серенада Дон Жуана» П.И.Чайковского).
Софья Андреевна была неплохой помощницей своему мужу в его литературном труде: она буквально поглощала сотни книг на разных языках и обладала такой памятью, что Толстой получал от неё справку по любому вопросу. Кроме того, она была прекрасной музыкантшей, царила на литературных вечерах,где гостями были Гончаров, Майков, Тютчев, Островский, Тургенев.
Минула страсть, и пыл её тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно,
Всё, что не ты,- так суетно и ложно,
Всё, что не ты,- бесцветно и мертво.
К сожалению, счастье Алексея Константиновича и Софьи Андреевны было недолгим. Болезнь Толстого всё больше и больше давала о себе знать. Лучшие курорты в Европе и лучшие врачи не смогли справиться с болезнью графа Толстого. В одном из писем из заграничного санатория он пишет жене: «Во мне всё то же чувство, как и двадцать лет назад, когда мы расставались –совершенно то же».В это время,вспоминая свою молодость, он пишет одно из лучших своих стихотворений, положенных на музыку П.И.Чайковским,-«То было раннею весной». (Звучит романс).
Чтец 9. Ровно за три месяца до своей кончины Алексей Константинович пишет из Карлсбада Софье Андреевне: «А для меня жизнь состоит только в том, чтобы быть с тобой и любить тебя, остальное для меня – смерть, пустота…».
Ты помнишь ли вечер, как море шумело,
В шиповнике пел соловей,
Душистые ветки акации белой
Качались на шляпе твоей.
Меж камней, обросших густым виноградом,
Дорога была так узка,
В молчанье над морем мы ехали рядом,
С рукою сходилась рука.
Ты так на седле нагибалась красиво,
Ты алый шиповник рвала,
Буланой лошадки косматую гриву
С любовью ты им убрала.
Одежды твоей непослушные складки
Цеплялись за ветки,а ты
Беспечно смеялась- цветы на лошадке,
В руках и на шляпе цветы.
Ты помнишь ли рёв дождевого потока
И пену и брызги кругом?
И как наше горе казалось далёко,
И как мы забыли о нём.
Происходит постепенное угасание поэта, человека необыкновенно огромной силы. Астма, расширение аорты, страшные головные боли… 28 сентября 1875 года А.К.Толстого не стало. Многие романсы, написанные на стихи Толстого – а их более восьмидесяти – были услышаны им при жизни. А романс «Средь шумного бала» был написан П.И.Чайковским через три года после смерти поэта. Эти стихи прислала композитору Надежда Филаретовна фон Мекк.Он ответил ей: «Особенно меня радует Толстой, которого я очень люблю…Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов».А Софья Андреевна пережила Алексея Константиновича на семнадцать лет.(Звучит романс П.И.Чайковского «Средь шумного бала»).
Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Гимназия №70»
Методическая разработка музыкально-литературного вечера
«Любовная лирика А.К. Толстого в романсах русских композиторов»
учитель музыки
г. Новокузнецк, 2017
Любовная лирика А.К. Толстого в романсах русских композиторов
Цель: знакомство с романсами русских композиторов, написанными на стихи А.К. Толстого.
Форма: диалог ведущих (ведущие – учащиеся старших классов), исполнение романсов учащимися, прослушивание аудиозаписей.
Звучит романс «Коль любить так без рассудку…) в исполнении Ю.Гуляева.
Ведущие:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
Этот романс Рейнгольда Глиэра на стихи А.К. Толстого рисует образ русского человека, которому свойственна широта души, храбрость, удаль.
В этом стихотворении "Коль любить, так без рассудку: " тонко, размашисто и весело перечисляются сильные черты цельного характера. Мы видим человека сильного, здорового, весёлого, любящего природу, молодецкую охоту, дружеское застолье, меткое, острое слово. Русский человек не может делать что-то наполовину, быть рационалистом и прагматиком.
Возможно в этих строчках поэтический автопортрет самого Алексей Константиновича Толстого. Ведь не зря же говорил он нем Есенин: "Широкого он сердца человек:."
А строки «Коль любить, так без рассудку» - это же история любви Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер. Именно их романтическая и красивая встреча подарила нам строки замечательного стихотворения:
Средь шумного бала, случайно……
Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться, рассеяться. В светской толпе он почему-то сразу обратил на нее внимание. Маска скрывала ее лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали ее голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бала-маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений. Тщетно он просил ее открыть лицо, снять маску… Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его.
Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения:
Средь шумного бала случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты…"
Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нем ничего не придумано, все так как было…
Лишь очи печально глядели,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид.
А смех твой, и грустный, и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
Будущее было скрыто от него. Он даже не знал, увидит ли ее еще раз…
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
А вскоре после этой встречи на бале-маскараде он получил приглашение от нее.
- На этот раз вы от меня не ускользнете! - сказал Алексей Константинович Толстой, входя в гостиную Софьи Андреевны Миллер. В ней, в Софье Андреевне, нашел Алексей Константинович не только единственную свою женщину, но и умного друга. Софья Андреевна во времена "шумного бала" была замужем за нелюбимым человеком - кавалергардским полковником Л.Ф.Миллером, до замужества она пережила трагедию - была увлечена князем П.А.Вяземским, из-за этого увлечения один из братьев ее был убит на дуэли... Не был и Толстой счастлив. Он томился службой при царском дворе нравственно для него тяжелыми поручениями, а мечтал о литературе, об искусстве - хотел полностью им себя посвятить и не находил сил разорвать со службой, двором, мундиром. В 1857 году он твердо пишет императору Александру II: "Государь, служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре…Служба и искусство несовместимы. Одно вредит другому. И надо делать выбор". Он пишет императору о том, что больше не может носить мундира. В этом письме вся чистая, прямая натура А.К. Толстого, сочетавшего доброту, нежность и деликатность души с истинно мужской красотой и огромной физической силой. Таким он был и в любви, ждавший 12 лет, пока Софья Андреевна получит развод. Его письма к ней – те же стихотворения, только в прозе.
В 1851 году он писал ей: «Бывают минуты, в которые моя душа при мысли о тебе как будто вспоминает далекие-далекие времена, когда мы знали друг друга лучше и были еще ближе, чем сейчас, а потом мне как бы чудится обещание, что мы опять станем так же близки, как были когда-то, и в такие минуты я испытываю счастье столь великое и столь отличное от всего доступного нашим представлениям здесь, что это - словно предвкушение или предчувствие будущей жизни…»
Вторая половина 1850-х оказалась периодом наибольшей поэтической продуктивности. « Я все отношу к тебе: славу, счастье, существование; без тебя ничего мне не останется, и я себе сделаюсь отвратительным». В эти годы родились на свет две трети всех его лирических стихотворений, которые нарасхват печатались практически во всех тогдашних российских журналах.
Софье Андреевне Толстой посвятил множество поэтических творений, а именно стихов-романсов: "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре" (1858), "Не верь, мне друг:" (1856), "Осень, Осыпается весь наш бедный сад", "То было раннею весной:" (1871)
Стихотворение «Средь шумного бала» станет одним из лучших в русской любовной лирике, но знаменитым будет тогда, когда превратится в романс на музыку П. И. Чайковского. Через три года после смерти А.К. Толстого, П.И. Чайковский написал музыку к этим стихам.
Звучит Романс Чайковского «Средь шумного бала» в исполнении Д. Хворостовского
Ведущие: Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из симпатичных мне поэтов" – говорил П. И. Чайковский.
На рубеже 70-х и 80-х годов Чайковским написано 12 романсов и 8 из них на стихи а стихи любимого Чайковским поэта А. К. Толстого. Среди них такие чарующие своей поэтической прелестью и проникновенностью лирического чувства вокальные миниатюры "То было раннею весной", "Средь шумного бала", "О, если б ты могла", "Серенада Дон-Жуана",
Свое стихотворение «То было раннею весной…» сам Толстой назвал «маленькой пасторалью, переведенной из ». Однако это не перевод. Толстой хотел, очевидно, подчеркнуть, что какое-то стихотворение Гёте дало толчок для создания этих строк. Поэт вспоминает первые встречи и образы пробуждающейся природы не дают ему это забыть. Это воспоминание далекой юности, робость первых признаний, счастье светлых надежд. Майское утро сливается с "утром наших лет", и сама жизнь превращается в неповторимое и ускользающее мгновение.
Ученики: Читают стихотворение «То было раннею весной»
Ведущие: Чайковский бережно и чутко воспроизводя «музыку стиха», вместе с тем вносит в интерпретацию поэтического текста некоторые особые индивидуальные акценты. Красота природы, мирный пейзаж, восхода, ясного дня - лишь фон, усиливающий, оттеняющий психологическое состояние человека, его сердечную тоску, раздумья, воспоминания, глубокие душевные переживания. Целый ряд восклицательных предложений, обращающих на себя внимание, произносятся совершенно не радостно, а со щемящей болью.
Звучит романс Чайковского «То было раннею весной» в исполнении А. Нетребко
Ведущие: Более половины стихотворений Толстого положены на музыку русскими композиторами; романсы на его слова писали Булахов, Римский-Корсаков, Чайковский, Кюи, Мусоргский, Танеев, Рахманинов.
Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе - музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее лирическую поэзию и музыку, рассказывающее нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье. Романс может воспеть красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким доверительным тоном попечалиться о прошлом, переворошить страницы истории, заглянуть в будущее. И все это мы слышим в старинных и современных романсах. И, конечно, если объясняться в любви, то «высоким слогом русского романса».
Романсы пишутся на разнообразнейшие стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить, с возможно большей чуткостью, замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон стихов.
Русский романс: Сколько тайн разбитых судеб, растоптанных чувств хранит он! Но сколько прелести, поэтичности, трогательной любви воспето в нем! Удивительно! И эти строки, несомненно, были созданы для романса:
Ученики: Читают стихотворение: «Не ветер, вея с высоты…»
Ведущие: В конце 90-х годов XIX века Николай Андреевия Римский-Корсаков - признанный глава Петербургской композиторской школы, автор многочисленных опер и симфонических произведений, профессор консерватории, воспитатель плеяды значительных композиторов обратился к камерно-инструментальным сочинения, к которым не долго обращался. В «Летописи моей музыкальной жизни», которую композитор вел на протяжении многих лет, он пишет: «Я давно не сочинял романсов. Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре романса и почувствовал, что сочиняю их иначе, чем прежде, ... > Чувствуя, что новый прием сочинения и есть истинная вокальная музыка, и будучи доволен первыми попытками своими в этом направлении, я сочинял один романс за другим…». Пленительный и завершенный образ родился в романсе «Не ветер, вея с высоты»
Звучит романс Римского-Корсакова «Не ветер, вея с высоты» в исполнении ученицы.
Ведущие: Стихотворение "Колокольчики мои" Толстой считал своим лучшим стихотворением. Темой его стали отнюдь не цветы колокольчики, которые случайно подпадали под копыта коня всадника. Это были размышления о судьбе страны, о ее истории и будущем.
Однако композитор П. Булахов, приступив к созданию романса, отмел чересчур патриотическую часть, оставив лишь поэтический образ цветов-колокольчиков. В результате появившийся романс стал песней о колокольчиках, которые рад бы не давить всадник, «но уздой не удержать бег неукротимый». Именно в таком виде романс существует приблизительно полтора века.
Это стихотворение А.К. Толстого обратило на себя внимание не только Петра Булахова. Известно, что не менее 12 композиторов еще обращались к этим строкам, создавая свои романсы. Однако известность получил лишь его романс.
Звучит романс Булахова «Колокольчики мои, цветики степные в исполнении учениц 10 класса.
«Могу сказать не без удовольствия, что являюсь пугалом для наших демократов и в то же время любимцем народа, покровителем которого они себя считают», - говорил писатель.
«А я себя чувствую несравненно лучше. Спасибо тому, кто посоветовал мне морфин», - заявил Алексей Константинович Толстой , а на следующий день, 10 октября 1875 года, в восемь вечера он ввёл себе очередную дозу. Через полчаса жена попыталась его разбудить, но все попытки оказались тщетными. Так окончил земной путь классик русской литературы.
Способ ухода из жизни для отечественного писателя уникальный. Пуля, петля, болезнь, даже голод и сумасшествие хоть и трагичны, но вполне укладываются в неписаный канон. Шприц же больше приличествует образу «проклятого поэта», а то и рок-идола. Но именно такой парадоксальный, «неправильный» финал был закономерен. По той причине, что точно соответствовал биографии Алексея Константиновича. Она тоже была насквозь «неправильной».
Алеша Толстой в детстве. Репродукция с портрета
Передать её можно буквально в двух словах: «Баловень судьбы». В том числе и литературной — не для всякого мальчика напишут сказку, вошедшую в золотой фонд детского чтения. А для Алёшеньки дядя Алексей Перовский, правда под псевдонимом Антоний Погорельский, сочинил — это всем известная «Чёрная курица, или Подземные жители». Нет, счастливое детство, богатство, разделённая любовь, дружная семья и даже успешная карьера — всё это бывало и у других. Но, как правило, по отдельности и омрачённое, например, серьёзными трениями с государством. У Толстого же конфликт с властью случился лишь в детстве.
Маленький граф Алёша был другом Саши Романова, наследника престола. Будучи и тогда очень здоровым и сильным, он неоднократно бивал царевича. А раз даже сразился на кулачках с его отцом, императором Николаем I: «Толстой сорвался с места, словно ядро, выпущенное из пушки. Государь отражал это нападение одной рукой. Потом поднял его, поцеловал и сказал: «Молодец и богатырь!» О необычайной силе Толстого вспоминал и его друг, князь Александр Мещерский: «У меня долго сохранялась серебряная вилка, из которой не только ручку, но и отдельно каждый зуб он скрутил винтом своими пальцами».
К силе прилагался и авантюрный склад характера. Во время Крымской войны Толстой был взбешён подлостью англичан: «Иные действуют подобно диким — жгут и насилуют мирное население». И запустил свой проект. Планировалось на личные деньги приобрести яхту либо пароход, вооружить добровольцев и открыть пиратские действия против англий-ского флота. «Я заказал 40 карабинов по 20 рублей каждый и уезжаю как можно скорее... С первым успехом мы испросим полномочия на партизанские действия». Проект был отложен лишь по той причине, что о нём узнали слишком многие, — это грозило международным скандалом, поскольку Толстой к тому времени занимал должность церемониймейстера императорского двора.

Самое интересное, что именно в этот момент вышло в свет одно из самых нежных стихо-творений Толстого, чудесную музыку к которому сочинил композитор Пётр Булахов:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
Оно знакомо нам с детства и проходит по разряду «стихи о природе». Но из романса и детского варианта выпало несколько строф. Нынче их по-считали бы образцом имперского шовинизма:
Шум летит на дальний юг
К турке и венгерцу -
И ковшей славян-ских звук
Немцу не по сердцу!
Впрочем, возмущались ими и тогда. Николай Чернышевский обрушился и на «Колокольчики», и на другое стихо-творение, которое тоже входит в золотой фонд русской лирики:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Толстой по этому поводу иронично заметил: «Могу сказать не без удовольствия, что являюсь пугалом для наших демократов и в то же время любимцем народа, покровителем которого они себя считают».

Это не пустая похвальба. На то же «Средь шумного бала» Пётр Чайковский написал знаменитый романс. Всего на музыку положено более 150 произведений Алексея Константиновича — абсолютный рекорд.
Менее известен тот факт, что Толстого можно по праву назвать родоначальником литературы абсурда. «В деревне Вшивая Горка был пойман дикий генерал. Он совсем отвык говорить, а только командовал. Полагают, что зимой он питался сосанием собственных ботфорт, а при поимке снёс яйцо с крапинами коричневого цвета. Яйцо в присутствии понятых положили под индейку, но неизвестно, что из него выйдет» — здесь меркнет и Хармс, и даже Булгаков.
Современники часто называли его «писателем второго ряда». Критик Аполлон Григорьев предрекал: «Роман Толстого “Князь Серебряный” весьма скоро будет забыт». А между тем он ещё при жизни автора выдержал 8 изданий и был переведён на все европейские языки. Его ранние произведения в стиле хоррор — «Упырь», «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» — презрительно именовали подражанием Байрону. Но именно там черпал вдохновение Брем Стокер, пустивший гулять по миру вампира Дракулу, — Толстой сумел доходчиво и на века объяснить, что такое вампир, как его изобличить и как прикончить, породив тем самым солидную часть современного голливудского канона.



А.К.Толстой в музыке
Алексей КонстантиновичТолстой– поэт, прозаик, драматург…Может показаться, что его имя меркнет на фоне блистательных однофамильцев-писателей, дальних родственников - Льва Николаевича и Алексея Николаевича. Но мы, жители Брянщины, должны хорошо знать жизнь и творчество Алексея Константиновича, свято хранить память о великом земляке.
Поэзия А.К. Толстого тематически разнообразна: любовь, дружба, природа, искусство, история. Поэт с любовью глядит на простые и даже невзрачные картины жизни и природы, стремится поведать о том, о чем невозможно рассказать на «ежедневном языке». И души читателей вслед за поэтом томятся по прекрасному в жизни, любви, природе, ищут гармонии, покоя, погружаясь в мелодию толстовского стиха. Именно необыкновенная музыкальность поэзии Алексея Константиновича привлекла наше внимание. Мы решили посвятить этому свой проект «А.К.Толстой в музыке», изучить лирику Толстого как источник текстов под музыку, разгадать тайну: почему стихи так легко ложатся на музыку.
Мы с большим интересом познакомились сбиографией поэта, открыв для себя необыкновенно талантливого, духовно красиво человека, которого современники называли «рыцарем добра и красоты».
Следуя совету великого Гёте («Кто хочет понять поэта, должен отправиться на его родину»), мы всем классом посетили родовое имение А.К. Толстого в Красном Роге, возложили цветы к могиле поэта, поставили свечи в церкви, которую посещал сам поэт. Было интересно бродить по аллеям парка, по тем дорожкам, где ходил Алексей Константинович. Родные пейзажи - это один из источников вдохновения поэта: «…я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил».
Нам выпала честь читать стихи в доме поэта: мы приняли участие мероприятии, посвященномДнюпамяти Алексея Константиновича (10 октября).Мы не смогли сдержать волнения, не покидала мысль, что, может, именно здесь эти же строки произносил сам поэт.
В Красном Роге немного вещей, к которым прикасались руки Толстого. Среди них рояль, привезенный сюда специально для Софьи Андреевны, жены поэта, женщины, обладавшей завораживающим голосом. Сам же Алексей Константинович не умел играть на музыкальных инструментах, считал себя вовсе не музыкальным, но, несмотря на это, многие его стихи положены на му-зыку.
Мы выяснили: на толстовские тексты написано свыше 130 музыкальных произведений, главным образом романсов. Среди композиторов, охотно обращавшихся к лири-ке Толстого, были П.И.Чайковский, Кюи Ц., Рахманинов С, Гречанинов А., Балакирев М, Му-соргский М. и другие именитые композиторы.
«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку - это один из самых симпатичных мне поэтов»,- писалП.И. Чайковский.
Мы создали собственную фонотеку музыкальных произведений, написанных на стихи А.К.Толстого. С этой целью мы посетили музыкальный отдел Областной библиотеки им. Ф.И.Тютчева. Работники библиотеки предоставили нам собранный ими материал, который мы дополнили записями из Интернета. На отдельном диске у нас записано 30 романсов.
Главный этап нашей исследовательской работы – анализ стихотворений А.К. Толстого. Мы хотели понять, в чем секрет поразительноймузыкальности его стиха.
В результате проведенного анализа мы определилифакторы, которые придают произведениям Толстого напевность, мелодичность:
Особая эмоциональность, чувственность любовной, пейзажной лирики,
Особенности стихотворного размера (длинные пятистопные и шестистопные ямбические строки),
Особенности поэтики (близость русской народной песне).
Именно поэтому стихи Толстого легко ложатся на музыку и становятся столь популярными у композиторов.
Композитор и музыковед Цезарь Кюи писал: «Поэзия и звук - равноправные державы, они помогают друг другу: слово сообщает определенность выражаемому чувству, музыка усиливает его выразительность, придает звуковую поэзию, дополняет недосказанное: оба сливаются воедино и с удвоенной силой действуют на слушателя».
Согласно Кюи, слово определено не вполне, ибо его можно досказать толькомузыкой. Именно поэтому мы советуем при изучении творчества Толстого обязательно слушать романсы на его стихи, чтобы понять в стихотворении то недосказанное, о чем пишет Цезарь Кюи.
Кисленкова Виктория, Кузнецова Оксана,учащиеся 10 класса;
Дунина А.А.учитель русского языкаи литературы
МБОУ « Лицей №1 Брянского района"
| Статьи по теме: | |
|
Давыдова Наталья: биография и подробности личной жизни модного блогера
Основатель популярного портала «Хабрахабр» Денис Крючков прекратил... Ндфл с доходов нерезидентов (о порядке пересчета ндфл при изменении статуса работника в течение года)
Ирина Халимоненко Статус человека - резидент он или нерезидент – важен... Задержан подозреваемый в убийстве матери и сына: жертвы боролись за жизнь до последнего
Певица Елена Темникова не любит комментировать слухи по поводу своей... | |