Выбор читателей
Популярные статьи
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Необходимость формирования системы управления деловой карьерой в организации, показатели оценки ее эффективности. Развитие персонала, планирование карьеры и деловой активности сотрудников. Этапы карьерного роста. Профессиональный статус женщины.
реферат , добавлен 04.12.2009
Понятие служебной карьеры как процесса достижения определенного социального статуса, роста профессионализма, занятия определенной должности. Ступени карьерного продвижения госслужащего. Вопросы мотивации и стимулирования труда в государственной службе.
контрольная работа , добавлен 10.01.2016
Карьера: понятия и этапы. Особенности карьерного развития персонала за рубежом. Характеристика и анализ управления карьерой сотрудников компании ООО "Мебель – Сити". Методические рекомендации по диагностике и реализации карьерного роста сотрудников.
курсовая работа , добавлен 02.04.2012
Карьерный рост: понятие, сущность, типология. Методы управления карьерой персонала как фактором мотивации. Анализ карьерного роста на примере ООО "Элит-пласт". Достоинства и недостатки формирования карьерного роста как мотивации трудовой деятельности.
курсовая работа , добавлен 08.01.2016
Понятие карьеры как субъективно осознанного собственного поведения и позиции, связанных с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Правила управления деловой карьерой. Этапы карьерного роста. Роль карьеры в жизни руководителя.
реферат , добавлен 22.09.2013
Методы управления деловой карьерой на СПС "Руденск". Оценка карьерного роста персонала методом анкетного опроса. Организация производственно-технических курсов повышения квалификации сотрудников. Расчет экономической эффективности внедряемого мероприятия.
дипломная работа , добавлен 01.02.2012
Основы управления карьерой менеджера в организации: понятие, сущность и роль, главные факторы. Основные этапы развития карьеры. Краткая характеристика ООО "Заповедник времени". Кадровая политика управления карьерой, предложения по совершенствованию.
курсовая работа , добавлен 25.04.2012
Не менее важным звеном в системе подбора и расстановки кадров на государственной гражданской службе, наряду с механизмом приема на государственную гражданскую службу, является планирование и управление карьерой государственного гражданского служащего. Это вопрос выбора направления, в котором следует сосредоточить свои усилия с учетом профессиональной подготовки, индивидуального опыта, сильных и слабых личностных качеств, а также возможностей их реализации1.
Как утверждает видный исследователь проблем развития института государственной службы В. В. Черепанов, хотя термин "карьера" не носит правового характера, он, тем не менее, широко применяется и интерпретируется в научном и практическом плане. Карьера -- это успешное продвижение человека вперед в той или иной области деятельности; достижение известности, славы, выгоды.
Карьеру человека, в том числе служащего, обычно понимают в широком и узком смысле слова. В широком понимании карьера -- активное продвижение человека в освоении и совершенствовании своего способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. Добавим также, что сюда относят профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму, переход от одних профессиональных уровней и позиций к другим.
В узком понимании карьера -- должностное продвижение, достижение определенного должностного и социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Карьера в данном случае представляет собой сознательно выбранный и реализуемый служащим путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу -- должностному, квалификационному, социальному, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение личности. Чаще всего она позиционируется как динамика должностного, правового и социально-экономического положения (статуса) личности.
Существует понятие "карьеризм". Как к нему относиться? Здоровый, безусловно, следует поощрять. Но извращенный карьеризм превращается в свою противоположность. Это аморальное качество, характеризующее поведение и личность человека, который подчиняет всю свою профессиональную и личную деятельность только цели продвижения по службе. Карьерист честолюбив и готов любой ценой выполнить поручение начальства ради улучшения своего официального положения. Он эгоистичен, для него на самом деле характерно безразличие к судьбам окружающих людей и интересам службы.
Закон № 79-ФЗ выделяет приоритетные направления формирования кадров государственной гражданской службы:
В планировании карьеры может быть применен ряд формализованных процедур, учитывающих современные тенденции организационного развития и требования науки управления.
В основе программы планирования карьеры -- стремление соединить потребности государственного органа с интересами (профессиональными и личными) государственных служащих. Для государственного органа расчет состоит в более высоком уровне отдачи государственных служащих, заинтересованных в своей карьере, т.е. в возможности достичь определенного служебного положения (развитие по вертикали) либо более содержательной, разнообразной, лучше отвечающей профессиональным интересам работы (развитие по горизонтали).
Одним из важнейших факторов для руководителя является ответственность за развитие подчиненных, а также за планирование их карьеры. Инициатива может идти от руководителя либо от подчиненного. Но руководитель должен побудить в подчиненных стремление к развитию карьеры и к разработке индивидуальных карьерных планов, хотя участие в них -- дело добровольное. Ему же принадлежит право одобрить их или отвергнуть, ввести необходимые, на его взгляд, коррективы в карьерные планы государственного служащего.
Такое влияние реализуется через обсуждение предложений, внесенных государственным служащим, которые рекомендуется проводить в достаточно мягкой и откровенной форме, действуя убеждением, а не принуждением.
При планировании карьеры руководителя необходимо соблюдать баланс между оценками вклада в достижение целей и в развитие подчиненных
Важное значение имеет механизм идентификации кандидатов из различных структурных подразделений организации. В западной практике обычно используются параллельно:
При этом, как правило, стремятся иметь большой выбор кандидатов. В этом случае есть гарантии от ошибок. Так, прежде чем взять на работу управляющего высшего звена, руководство проводит обширную подготовку по нескольким направлениям -- источникам кадров. Прежде всего, отбирается группа перспективных кандидатов в том структурном подразделении, в котором планируется заменить руководителя. Вторая группа кандидатов отбирается кадровой службой на базе проверки соответствия данных работников требованиям к должности руководителя структурного подразделения (прежде всего по характеру предшествующего опыта работы). Наконец, может быть подобрана группа кандидатов со стороны (по каждому источнику примерно по 5--10 чел.)
Пора возобновить принцип ротации кадров: из федерального центра посылать государственных гражданских служащих в регионы, а из регионов выдвигать в федеральные органы, с тем чтобы, во-первых, у региональных кадров был стимул дослужиться до должности в Москве, во-вторых, чтобы молодые перспективные кадры из федерального центра могли быть назначены на руководящие должности в субъектах Р
Введение
Большой интерес к развитию карьеры сотрудников во всех видах организаций был всегда, поскольку важнейшим ресурсом любого института является человек. Однако в настоящее время наблюдается особый интерес к изучению карьеры государственных гражданских служащих (далее – государственных служащих). Это связано с тем, что государственная служба меняется сама по себе: все больше молодых людей идут туда на службу, внедряется больше инноваций в эту сферу деятельности, повышается заработная плата. Карьера для государственных служащих является неотъемлемой частью системы государственной службы. Эта система представляет собой комплекс организационно-правовых мер для определения порядка и оснований для приема на государственную службу, аттестации, исполнения полномочий, назначения классных чинов, продвижения сотрудников на горизонтальном и вертикальном положениях иерархии, а также прекращения государственной службы. Кроме того, карьера – один из важнейших социальных механизмов. Это продвижение государственных служащих на ступенях иерархии должностей в соответствии с выбранной специализацией в работе, повышение их профессионализма и компетентности. Именно поэтому от развития карьеры государственных служащих зависит и развитие самой государственной службы. Другими словами, чем справедливее развивается карьера государственных служащих, тем качественнее протекает рабочий процесс в государственных органах.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня сильно возросла роль государственной службы в жизни гражданского общества, что связано как раз с акцентированием внимания на развитии карьеры государственных служащих. Для того, чтобы эффективно управлять карьерой, необходимо чёткое понимание, как её строить и как она развивается. Однако на сегодняшний день во многих государственных органах отсутствуют универсальные методы управлением карьерой государственных служащих, поскольку отсутствует чёткое понимания способов и путей её развития, а также факторов, по которым она развивается тем или иным способом.
Что касается научной новизны данной работы, то она состоит в том, что исследование, проведённое автором, включает в себя не только проблемы, существующие в управлении карьерой государственных служащих, но факторы, влияющие на её развитие, выявление которых сможет помочь при управлении карьерой не только в государственных органах, но и в коммерческом секторе. А предложенные пути решения выявленных проблем составляют практическую значимость работы.
Цель данной работы – выявить факторы, влияющие на развитие карьеры на государственной гражданской службе, проблемы, существующие в управлении карьерой государственных служащих, а также разработать рекомендации по их решению.
Задачами, с помощью которых поставленная цель будет достигнута, являются:
Подготовка теоретической рамки по теме развития карьеры на государственной гражданской службе.
Выявление факторов, влияющих на развитие карьеры на государственной гражданской службе, путём проведения количественного исследования.
Выявление проблем, существующих в области развития карьеры на государственной гражданской службе, путём проведения количественного и качественного исследований.
Объектом исследования являются служебные отношения, возникающие на государственной гражданской службе. Предметом – развитие карьеры на государственной гражданской службе.
Факторами, влияющими на развитие карьеры на государственной службе в наибольшей степени, являются качественная и эффективная работа государственного служащего, а также уровень и качество его образования, а в наименьшей – пол, возраст и социальный статус государственного служащего.
На сегодняшний день в управлении карьерой государственных служащих существуют такие проблемы, недооценка роли стимулов и поощрений для государственных служащих и, как следствие, низкий уровень удовлетворённости служащих своей работой и качества их службы; труднос ти для женщин в карьерном росте.
Информационной базой для выполнения дипломной работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебники и учебные пособия, которые в системном порядке излагают основную теорию по теме развития карьеры на государственной службе; статьи, содержащие экспертные интервью с зарубежными государственными служащими.
Теоретическая база, на которой основывается исследование, состоит не только из таких нормативно-правовых актов (далее – НПА), как
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, но и из таких научных работ, как:
Аксенов Е.А. Управление персоналом в системе государственной службы: учебное пособие.- М.: ИПК госслужбы, 2006. – 178с.;
Могилевски Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры госслужащих. Автореф. дисс. канд. псх. наук. – М., 1998.;
Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник. – М.:Юнити-Дана,2010.
Что касается методологии, то поскольку автор работы провёл и количественное исследование, методом сбора данных являлось анкетирование (для выявления факторов, влияющих на развитие карьеры на государственно службе, а уровня их влияния, а также проблем, существующих в данной области), и качественное исследование, проведённое с помощью экспертного интервью (для выявления проблем, существующих в области развития карьерой на государственной гражданской службе, а также для разработки рекомендаций по их решению).
Введение работы раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматривается теоретическая база по теме, раскрываются основные понятия, проводится анализ существующей ситуации в развитии карьеры на государственной гражданской службе. Вторая глава посвящена описанию исследования и его эмпирической части. Третья глава раскрывает результаты проведённого исследования и описывает разработанные автором работы рекомендации по решению выявленных проблем в области развития карьеры на государственной службе. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
1. Теоретические основы изучения карьеры
Выбор карьеры является одним из наиболее сложных и важных выборов, от которого будет зависеть вся дальнейшая жизнь человек, поскольку она будет влиять не только на его профессиональное развитие, но и на личную жизнь. Для лучше понимания карьеры необходимо дать определение данного понятия, а также теоретическую базу по выбранной теме.
1.1. Понятие и виды карьеры
Существует довольно много объяснений термина «карьера». В широком смысле слова карьера – профессиональное развитие, продвижение в области выбранной профессии, а также результат профессиональной деятельности человека. В более узком понимании под карьерой имеется в виду должностной рост, достижение определённого уровня профессионального развития и занятие определённой должности.
Как правило, выбор карьеры и её развитие являются осознанными, что относится и к государственным служащим. Они развиваются как в профессиональном, так и в должностном плане, поэтому в данном контексте карьера обозначается как постоянное развитие и последовательность состояний системы государственной службы.
Необходимо понимать, что карьера – явление довольно сложное, поскольку её развитие зависит от множества различных факторов, как-то: личность самого человека, его характер; среда, в которой она развивается (далее – карьерная среда); общество, в котором работает человек, его особенности и уровень развития. Совокупность данных факторов и определяет скорость, вектор и уровень сложности развития карьеры.
Многоаспектность карьеры определяет и то многообразие видов, которым она обладает, то множество подходов к её типологизации, которое выделяют специалисты. Для того, чтобы классифицировать карьеру, можно выделить несколько оснований.
1. Классификация по признаку индивидуальной профессионализации. Её же, в свою очередь, делят на профессиональную (личностную) и должностную (внутри конкретной организации) карьеру.
Первую характеризуют такие черты, как развитие и работа человека примерно в одной предметной профессиональной области вне зависимости от смены места работы. Кроме того, данной карьере присуще достижение человеком определённого уровня профессионального развития и авторитете в конкретной области профессиональной деятельности и признание этого авторитета данным профессиональным сообществом.
Что касается должностной карьеры, то она, как правило, строится в рамках одной организации и означает продвижение сотрудника по карьерной лестнице. Помимо этого, данный тип карьеры означает изменение должностного статуса государственного служащего, его роли в социуме данного государственного органа, а также изменение уровня его авторитета и влияния. Важно отметить, что перемещение государственного служащего может быть не только вертикальным, но и горизонтальным.
2. Классификация по направлениям движения государственного служащего в структуре организации. Данный вид классификации содержит в себе три типа карьеры:
3. Классификация по содержанию происходящих в процессе карьерного движения изменений. Она, как и предыдущие виды классификаций, делится на несколько типов карьеры:
4. Классификация по характеристикам протекания процесса карьерного развития. Здесь целесообразно поделить классификацию на следующие категории протекания карьерного процесса:
а) по характеру протекания:
линейная – карьера протекает равномерно и постепенно;
нелинейная– напротив, осуществляется скачками, с неравномерными интервалами во времени;
стагнация – застой в карьере, отсутствие движения. Данный тип встречается реже, чем два предыдущих;
б) по степени устойчивости:
устойчивая – карьера надёжная, не зависящая от внешних факторов;
неустойчивая – карьера нестабильная, есть риск её прекращения за счёт внешних факторов;
в) по возможности осуществления:
потенциальная – выстроенный самим человеком профессиональный план развития его карьеры, который может повлиять на его поступки в отношении построения карьеры;
реальная – та карьера, которая была реализована человеком в определённой профессиональной области за определённый промежуток времени;
г) по времени осуществления:
нормальная – постепенное равномерное профессиональное и должностное развитие государственного служащего и продвижение его по иерархии;
скоростная – быстрое, но последовательное развитие карьеры по вертикальной лестнице. Такая карьера протекает в несколько раз быстрее, чем нормальная, и характера в большинстве своём для одарённых и упорных людей;
«десантная» – неожиданное замещение обычно руководящих позиций в организации;
д) по направленности происходящих изменений:
прогрессивная – наиболее предпочтительный тип развития процесса, означающая, что каждая последующая ступень профессионального развития отличается более высоким уровнем способностей, включает в себя накопленные результаты и опыт;
регрессивная – карьера двигается по нисходящей линии, претерпевает негативные изменения и спад в связи с протяжными болезнями, несоответствием между активностью государственного служащего и должностным требованиям к нему и так далее.
1.2. Этапы развития карьеры на государственной гражданской службе
Каждый человек в любой момент своей жизни находится на определённом этапе своей карьеры. Это может быть этап становления карьеры, этап её пика или спада.
В системе государственной гражданской службы выделяют пять этапов развития карьеры.
Первый этап
так же, как и в других профессиональных областях, состоит в том, чтобы найти свои профессиональную сферу интересов и место в жизни, а после этого получить необходимое для них образование. Данный выбор чаще всего происходит под влиянием уже имеющегося жизненного опыта, мнения родителей и знакомых, а также из-за существующего образа данной конкретной профессии. Карьера в данном случае выступает как некий идеальный образ.
Второй этап
характеризуется вступлением в должность, процессом адаптации к профессиональной рабочей среде, а также формированием реальной ситуации и реального представления о выбранной профессии. Во время данного этапа государственный служащий принимает на себя новые роли и функции. В результате этого на передний план выступают механизмы самооценки и осознание ответственности. В первые два-три года второго этапа развития карьеры у государственного служащего формируется уже более точное представление о выбранной профессии, а к концу данного этапа этот образ становится максимально точным и реальным.
Третий этап
заключается в становлении в должности, в формировании у государственного служащего необходимых для занимаемой должности функций и навыков, а также в формировании умения прогнозировать социальных ожиданий, относящихся к области его профессии. На данном этапе происходит повышение уровня активности государственного служащего, расширение круга его интересов, в том числе, профессиональных, актуализация его ожиданий от работы и пути развития своей карьеры. Работник уже чётко определяется с желаемой сферой профессиональной деятельности и дальше движется в её направлении, накапливая требуемые знания, умения и опыт. Кроме того, он получает необходимые важные профессионально-деловые качества, повышает уровень своей компетентности и профессионализма, а также способность решать сложные задачи. И, наконец, становится более психологически устойчивым.
Четвёртый этап
наступает тогда, когда государственный служащий достигает определённого уровня профессионального и должностного развития, оценивая её как личностно-значимый факт. На данном этапе он удовлетворён итогами своей деятельности.
Пятый этап
, наиболее эффективный и продуктивный в плане развития карьеры, характеризуется уже стабильной работой, во время которой не только закрепляются приобретённые во время предыдущих лет работы навыки и умения, но и появляются ожидания карьерного роста и продвижения по службе. На данном этапе государственный служащий может проявлять себя более творчески, так как он уже удовлетворил многие свои психологические и материальные ожидания и потребности.
Деление карьеры на этапы развития является необходимым для управления ей в системе государственной службы. Каждый руководитель органа государственной службы обязан учитывать данное деление и формировать в связи с ним индивидуальный подход ко всем государственным служащим с целью их эффективной и продуктивной работы.
Поскольку развитие карьеры государственным служащим является не только осуществлением его профессиональных желаний и жизненных амбиций, но ещё и способом заработка, средством к существованию, то при выборе профессии необходимо также обращать особо внимание на уровень оплаты труда и материальное место на рынке труда. Сравнительно низкая заработная плата государственных служащих является одной из наиболее весомых причин их оттока, причём чаще всего государственная служба теряет наиболее перспективных и талантливых людей.
1.3 Существующая ситуация в развитии карьеры на государственной гражданской службе
Явления развития карьеры на государственной службе могут быть проанализированы в контексте теории систем. Основная идея, лежащая в основе модели развития карьеры, заключается в том, что динамично изменяющиеся организации, включая организации государственного сектора, и динамично развитые карьеры сотрудников, должны рассматриваться как дополняющие друг друга явления. Система развития карьеры государственной службы в ее содержании должна представлять собой переход от исключительно организационной практики управления карьерой к индивидуальному карьерному росту в организациях со всеми вытекающими из этого последствиями.
Любая социальная организация всегда является системой, в которой можно было бы сделать карьеру. Однако не все организации формализовали системы развития карьеры, которые поддерживают лиц, желающих реализовать свои карьерные устремления.
Исходя из ситуации в области государственной службы в России, можно сделать вывод, что недооценка карьеры государственных служащих приводит к нарушению государственных интересов. При продвижении персонала менеджеры часто преследуют личные и корпоративные интересы. Однако, хорошо спроектированные системы карьеры могут предоставить организациям возможность подняться до самых высоких уровней иерархии управления людьми, которые способны генерировать, создавать и реализовывать новые идеи, помогая организации адаптироваться к быстро меняющейся среде.
Мотивированный и талантливый сотрудник, работающий в системе государственной службы, несмотря на изменения правящих партий, может разумно ожидать четкой и долгосрочной стратегии в отношении своей карьеры: продемонстрировав исключительные результаты деятельности, доказав способность создавать ценность для граждан.
Говоря о государственной службе в России, нельзя не заметить, что сегодня развитию эффективности её работы уделяется достаточно большое внимание. Доказательством этому служит, например, разработка в 2003 году федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации». И в рамках её выполнения был издан Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подписаны указы Президента РФ, которые казались таких кадровых вопросов, как проведение аттестации и конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, классных чинов, формирования кадрового резерва и так далее.
Однако практика показывает, что теоретический фундамент развития государственной службы совсем не похож на то, что происходит в реальности. Например, аттестация, обязательная к прохождению государственными служащими каждые три года, на деле является чистой формальностью и может проводиться раз в пять лет, например. Происходит так потому, что кадровые службы государственных органов ещё не в полной мере осознали важность эффективного и целенаправленного управления карьерой государственных служащих. Они не уделяют необходимого внимания качественному отбору персонала, его оценке и развитию, повышению квалификации госслужащих, планированию их служебной карьеры. Значимость официальных документов, содержащих в себе теоретический фундамент кадровых технологий на государственной службе, недооценивается, отсылка на них делается менее чем в половине вопросов, касающихся развития карьеры госслужащих. По этой причине руководство государственных органов собирает себе рабочую команду исключительно из людей, подходящих ему по предпочтениям, не ориентируясь при этом на такую важную теоретическую базу.
Для того, чтобы современная система управления развитием карьеры государственных служащих было эффективной, она должна основываться на мотивации сотрудников путём внедрения в их служебную деятельность определённых критериев профессионализма и показателей, соблюдение и достижение которых будет подталкивать госслужащих к качественной и эффективной работе. Такими показателями на сегодняшний день можно считать: профессиональную компетентность, умение творчески подойти к решению задач, не только психологическая устойчивость, но и психологическая совместимость с выбранным родом деятельности, профессиональная преданность своему делу, высокий уровень мотивированности на достижение высоких профессиональных результатов службы, способность к планированию своей рабочей деятельности, а также умение предвидеть результаты работы и так далее.
Итак, в ходе написания первой главы, содержащей теоретический фундамент по тебе развития карьеры на государственной гражданской службе, автор работы выяснила, что такое карьеры в широком и узком смысле слова, определила классификацию, по которой можно различить несколько видов и типов карьеры. Далее были описаны этапы развития карьеры на государственной гражданской службе. Кроме того, автор работы разобрала существующую ситуацию в данной области.
В следующей главе будет представлено описание исследовательской части работы, а именно описание методов сбора и обработки данных, а также причины выбора данных методов.
2. Методология проведённого исследования
Для того, чтобы полностью разобраться в выбранной теме дипломной работы, автор решила провести исследование с целью выявления факторов, влияющих на развитие карьеры на государственной гражданской службе, проблемы, существующие в данной области, а также предложить рекомендации по их решению.
Поскольку цель работы, поставленная в начале автором, содержит в себе несколько составляющих, то для того, чтобы выявить факторы, влияющие на развитие карьеры на государственной гражданской службе, автор провела количественное исследование. Выявление проблем, существующих в данной области, происходило частично путём количественного исследования, путём – качественного. Благодаря последнему стало возможным также предложение рекомендаций по решению выявленных проблем.
2.1. Описание количественного исследования
Одной из составляющих главной цели работы, которую автор указала во введении, является выявление факторов, влияющих на развитие карьеры на государственной гражданской службе. Для того, чтобы максимально точно достичь данной цели, было решено провести количественное исследование, поскольку именно оно отвечает на вопросы «кто?» и «сколько?».
Количественное исследование представляет из себя способ сбора и анализа первичной информации, использующийся в случаях, когда необходима точная статистическая информация, основанная на большом количестве респондентов. Этот вид исследования может производиться путём личного или телефонного опроса, мониторинга, статистического наблюдения, тестированием продукта. Для данной работы был выбран такой метод количественного исследования, как анкетирование, поскольку именно он даёт возможность охватить максимально больше число респондентов и получить не только количественную, но и качественную информацию. Метод анкетирования представляет собой психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета.
Анкета, с помощью которой проводилось количественное исследование для данной работы, была создана на основе обзора литературы по избранной теме, как-то: научных статей, образовательных материалов, нормативно-правовых актов. Кроме того, в качестве базы для создания указанной анкеты использовалась информация о современной ситуации в области развития карьеры на государственной гражданской службе. С помощью метода анкетирования автор выяснила мнения и личный опыт государственных служащих относительно факторов, влияющих на их карьерное развитие.
Сама анкета, разработанная для данного исследования и включающая в себя 12 вопросов (см. Приложение 1), была создана с помощью инструмента создания онлайн-анкет Survio и была распространена с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет) на рабочие почты электронных почтовых ящиков государственных служащих РФ. Данный метод распространения анкеты был выбран в связи с удобством использования, а также по причине возможности охватить максимальное число респондентов, отправив анкету и на почты госслужащих из других городов России.
Описанная выше анкета была разослана на 113 адресов электронных почт государственных служащих Российской Федерации, служащих в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, Министерстве здравоохранения Российской Федерации, Министерстве спорта Российской Федерации, Министерстве финансов Российской Федерации, Министерстве экономического развития Российской Федерации, а также Министерстве культуры Российской Федерации. Были выбраны именно перечисленные министерства, так как электронные адреса государственных служащих только перечисленных министерств находились в открытом доступе в сети Интернет. Возраст государственных служащих, на почты которых была отправлена анкета, варьировался от 25 до 60 лет (наиболее активный этап государственной службы, а также возраст, когда должностные лица уже имеют некоторый соответствующий опыт в своей работе, либо опыт продвижения по карьерной лестнице).
Что касается содержания распространённой анкеты, то в качестве зависимой переменной выступало развитие карьеры на государственной гражданской службе, а независимыми переменными стали факторы, влияющие на это развитие, как-то: пол, возраст, уровень и качестве полученного образования, социальный статус, качественная и эффективная работа, большой опыт работы в данной сфере, релевантный опыт работы в другом месте, особые профессиональные заслуги, родственные/дружеские связи и другое.
Кроме того, как было сказано в начале данной главы, количественное исследование частично было проведено и для того, чтобы выявить проблемы, существующие в области развития карьеры на государственной службе. Здесь зависимой переменной также выступило развитие карьеры, а независимой стали проблемы, существующие в данной области, как-то:
2.2. Описание качественного исследования
Кроме выявления факторов, влияющих на развитие карьеры на государственной гражданской службе, автор работы поставила себе цель также выявить и проблемы, существующие в указанной области, а также разработать рекомендации по их решению.
Для достижения оговоренных целей автор работы решила провести качественное исследование, так как именно оно отвечает на вопросы «как?» и «почему?». Данный вид исследования представляет из себя метод сбора, обработки и анализа информации об индивидах, которые в качестве исполнителей социальных ролей представляют из себя главный объект исследования. Качественное исследование может производиться различными видами наблюдения, экспериментов, контент-анализа, исторического/философского анализа, моделирования ситуаций, ролевых игр и так далее. Для данной работы автор выбрала такой метод проведения качественного исследования, как проведение экспертного интервью, поскольку именно он даёт возможность получить максимально правдивые и информативные ответы на необходимые вопросы. Метод экспертного интервью является одной из разновидностей глубинного интервью, представляющая из себя беседу между экспертами (компетентными специалистами выбранной отрасли) и самим интервьюером. Для того, чтобы провести экспертное интервью, требуется предварительно подготовить подробный план его проведения, разработать список вопросов, на которые необходимо получить ответы.
Список вопросов для проведения экспертного интервью (см. Приложение 2), как и анкета, с помощью которой проводилось количественное исследование, был разработан на основе обзора литературы по избранной теме, как-то: научных статей, образовательных материалов, нормативно-правовых актов. Кроме того, в качестве базы для создания списка вопросов также использовалась информация о современной ситуации в области развития карьеры на государственной гражданской службе. И, наконец, результаты проведённого количественного исследования, которое было описано ранее, послужили фундаментом для проведения качественного исследования.
Целью экспертного интервью, включающего в себя 3 вопроса, являлось выявление проблем, существующих в области развития карьеры на государственной гражданской службе, а также разработка рекомендаций по их решению. Поэтому данный список включал в себя такие вопросы, как, например, «Какие проблемы, по Вашему мнению, существуют на сегодняшний день в области развития карьеры на государственной гражданской службе?» или «Какое решение данной проблемы Вы видите?».
Экспертное интервью было проведено среди 9 человек. Респондентами, которые приняли участие в качественном исследовании, стали государственные служащие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, поскольку автор работы проходила там преддипломную практику и имел возможность проведения экспертного интервью в данном государственном органе. Возрастные рамки респондентов составляли 25-60 лет, так же, как и при количественном исследовании, так как необходимо было понять, какие проблемы в области развития карьеры на государственной гражданской службе возникают у молодого поколения государственных служащих, а какие – у уже опытных сотрудников Министерства. Департаментами, с сотрудниками которых были проведены интервью, являются: департамент государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции, департамент условий и охраны труда, департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнёрства, департамент демографической политики и социальной защиты населения, а также департамент комплексного анализа и прогнозирования. Перечисленные департаменты были выбраны автором работы по той причине, что их государственные служащие максимально подходили под требования, необходимые для проведения качественного исследования.
Подводя итоги данной главы, необходимо сказать следующее: вторая глава дипломной работы была посвящена описанию методологии, выбранной для проведения исследовательской работы, а именно описанию количественного исследований, проведённого путём анкетирования государственных служащих, а также описанию качественного исследований, проведённого путём экспертного интервью с ними.
В следующей главе автор предоставит результаты проведения исследовательской части работы, а именно факторы, влияющие на развитие карьеры на государственной гражданской службе, проблемы, существующие в данной области, а также предложит рекомендации по их решению.
3. Результаты исследования
Для того, чтобы данная работа имела практическую значимость, а также обладала научной новизной, в данной главе автор предоставит результаты описанного во второй главе проведённого исследования, а также предложит разработанные рекомендации по решению проблем, существующих в области развития карьеры на государственной гражданской службе.
3.1 Факторы, влияющие на развитие карьеры на государственной гражданской службе
Как было сказано во второй главе, анкета, разработанная для проведения количественного исследования, была разослана на 113 адресов электронных почтовых ящиков государственных служащих различных министерств. Однако, в итоге, заполнено было только 44 анкеты. Автор работы предполагает, что причиной данному явлению стали высокая рабочая загруженность государственных служащих, а также возможность попадания отправленного письма, содержащего анкету, разработанную для данного исследования, в папку электронного ящика «Спам». Показательным моментом для данного исследования является тот факт, что 100% заполненных анкет оказались релевантными для анализа и выявления результатов, так как были заполнены максимально информативно и адекватно.
Согласно результатам проведённого количественного исследования, государственные служащие уделяют достаточно большое внимание развитию своей карьеры. Они оценивают карьеру, прежде всего, как способ реализовать свои потребности и способности, и только потом – как способ заработка и профессионального и должностного продвижения, а также достаточно добросовестно относятся к службе в данном государственном органе.
Итак, результатом проведенного количественного исследования стало выявление автором работы основных факторов, влияющих на карьерное развитие государственных гражданских служащих, уровень их влияния на него, а также выявление проблем, существующих в данной области.
Таким образом, оказалось, что наиболее влияние на развитие карьеры на государственной службе оказывают качество работы государственного служащего, а также уровень его образования (см. Граф. 1).
График 1. Факторы, влияющие на развитие карьеры на государственной гражданской службе
На приведённом выше графике можно увидеть, что максимальное число респондентов (37 человек или 84,1%) определили фактором, влияющим на развитие карьеры госслужащих в наибольшей степени, его качественную и эффективную работу. Это значит, что карьерное продвижение государственного служащего зависит только от него самого и ни от кого больше, чего и следовало ожидать. Этот фактор означает, что чем более способный человек, чем больше сил он прикладывает для того, чтобы выполнить свою работу максимально качественно, тем быстрее будет развиваться его карьера.
На второе месте, отстающее от первого всего на три голоса (34 человека или 77,3%) респонденты поставили уровень и качество образования. Данный фактор означает, что для работы в государственном секторе необходимо оконченное высшее образование, желательно по направлению «Государственное и муниципальное управление» или по необходимому для работы в данном министерстве или департаменте профилю.
Третье место по количеству отданных голосов респондентов (25 человек или 56,8%) было отдано такому фактору, как большой опыт работы в данной сфере. То есть чем дольше госслужащий работает в государственном секторе, тем выше его шансы на развитие его карьеры. Кроме того, согласно статье 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ указано, что от выслуги лет зависит и оплата труда государственных служащих.
Четвёртое (19 человек или 43,2%) и пятое (18 человек или 40,9%) места делят между собой такие факторы, как особые профессиональные заслуги и родственные/дружеские связи соответственно. Первый названный фактор включает в себя выполнение особо важных и сложных заданий, работа с государственной тайной и так далее. Второй фактор означает, что несмотря на наличие достаточно открытой и прозрачной системы продвижения государственных служащих по карьерной лестнице, в ней всё-так существует такое явление, как непотизм или, говоря простым языком, «кумовство», то есть вид фаворитизма, предоставляющий привилегии родственникам или друзьям, вне зависимости от их профессиональных качеств.
Из графика также видно, что меньшее влияние на развитие карьеры госслужащих оказывают их пол, возраст и релевантный опыт работы в другом месте.
На последнем месте стоит такой фактор, как социальный статус (5 человек или 11,4%).
Результаты, приведённые автором работы выше, подтверждаются также ранжированием уровня влияния приведённых ранее факторов на развитие карьеры госслужащих, которое провели принявшие участие в количественном исследовании респонденты (см. Граф. 2).

График 2. Уровень влияния факторов на развитие карьеры на государственной гражданской службе
На нём мы может заметить, что самое большое влияние на развитие карьеры государственных служащих влияют качественная и эффективная работа, уровень и качество образования госслужащего, а также большой опыт работы в сфере государственной гражданской службы. А влияние таких факторов, как пол госслужащего, его возраст и социальный статус, минимально.
Проведённое количественное исследования, а также его результаты, приведённые выше, подтверждают гипотезу №1, выдвинутую автором в начале работы: факторами, влияющими на развитие карьеры на государственной службе в наибольшей степени, являются качественная и эффективная работа государственного служащего, а также уровень и качество его образования, а в наименьшей – пол, возраст и социальный статус государственного служащего.
3.2 Проблемы, существующие сегодня в области развития карьеры на государственной гражданской службе
Для того, чтобы полностью разобраться в теме развития карьеры на государственной гражданской службе, автор работы решила выяснить, какие проблемы существуют в данной области. Как было сказано ранее, данная цель была достигнута частично путём количественного исследования, частично – путём качественного. В результате первого автор работы вывила данные проблемы, а результатом второго стало подтверждение результатов первого.
Итак, в результате второй части количественного исследования автор выяснил, что в области карьерного развития на государственной гражданской службе существует несколько серьёзных проблем (см. Граф. 3).

График 3. Проблемы, существующие сегодня в области развития карьеры на государственной гражданской службе
На приведённом выше графике можно видеть, что на сегодняшний день существует 5 главных проблем в области карьерного развития госслужащих.
Больше половины респондентов, принявших участие в количественном исследовании, выделили две проблемы в качестве главных, существующих в области развития карьеры на государственной гражданской службе. Первое и второе места делят между собой такие проблемы, как недооценка роли государственных гражданских служащих в жизни государства (25 человек или 56,8%), а также низкая удовлетворённость государственных гражданских служащих работой (24 человека или 54,5%). Автор работы предполагает, что вторая упомянутая проблема является следствием первой. Отсутствие должного уважения к государственным служащим и адекватной оценки их труда приводит к тому, что они не чувствуют своей важности в жизни соответствующего государственного органа и, как следствие, в жизни государства.
Следующие три места (третье, четвёртое и пятое) респонденты отдали следующим проблемам: отсутствие стимулирования государственных гражданских служащих со стороны государства (20 человек или 45,5%), низкая производительность труда государственных гражданских служащих (19 человек или 43,2%), а также желание государственных гражданских служащих развиваться профессионально не из-за интереса к работе, а по причине возможности увеличения денежной компенсации (19 человек или 43,2%). Автор работы считает, что данные проблемы также связаны между собой, как и предыдущие две, то есть это значит, что одна проблема вытекает из другой. Так, например, вследствие отсутствия каких-либо мер со стороны государства, которые бы мотивировали государственных служащих к качественной и эффективной деятельности, результаты деятельности госслужащих на самом деле хуже, чем могли бы быть, то есть уровень их производительности труда низкий. Кроме того, зачастую они работают только потому, что от количества и уровня их работы зависит материальное вознаграждение за их деятельность, а не потому, что данная работа, то есть служба в государственном секторе, им интересна и привлекает их возможностью профессионального развития.
Помимо уже описанных связей между проблемами, существующими в карьерном развитии госслужащих, автор работы выделяет следующие связи между ними: недооценка роли госслужащих в жизни государства приводит к тому, что оно не стремится разработать методы стимулирования госслужащих к качественной работе, а также к усилению их интереса к своей работе. Кроме того, низкий уровень удовлетворённости госслужащих своей работой приводит, соответственно, к низкой производительности их труда, так как у них отсутствует всякое желание работать качественно и эффективно в связи с тем, что условия службы их не устраивают.
По графику также можно увидеть, что в развитии карьеры госслужащих существует такая проблема, как то, что женщинам трудно продвигаться по карьерной лестнице. Данная проблема не является самой распространённой и серьёзной, как можно судить по количеству респондентов, проголосовавших за неё (8 человек или 18,2%), однако она всё же существует. Автор работы связывает существование данной проблемы с тем, что в обществе по-прежнему бытует мнение, что есть чисто «мужские» профессии и чисто «женские», и работа в государственном секторе относится к первому варианту профессий.
Помимо описанных выше проблем, респонденты указали также на существовании ещё одной проблемы в области развития карьеры на государственной гражданской службе (Рис. 1).

Рисунок 1. Проблемы, существующие сегодня в области развития карьеры на государственной гражданской службе
Административную карьеру выбирают те карьеристы, целью которых является власть и влияние. Правила игры в административном аппарате достаточно жесткие, но есть реальный шанс продвинуться, если правильно выбрать стартовую позицию, тщательно подготовить почву для роста, долго работать и уметь ждать удобного момента. В административную систему попадают люди из разных профессий и разными путями. Постараемся их обозначить, а также дать примеры цепочек, которые могут привести вас от начала пути к высотам административной карьеры.
Административную карьеру выбирают те карьеристы, целью которых является власть и влияние.
Администрирование - это управление, или менеджмент, в прямом понимании слова. Однако администрирование и менеджмент в России - это понятия, которые различаются между собой. Термин «администрирование» применяется в нашей стране в отношении властных и государственных структур, а по отношению к частным компаниям применяется слово «менеджмент», которое включает в себя элементы администрирования, то есть управления, и многое другое. Попробуем разобраться, что же такое карьера госслужащего и откуда госслужащие берутся.
В советские времена колыбелью любого чиновника был комсомол. Без членского билета этой молодежной организации путь в госаппарат был не просто закрыт, а наглухо заколочен ржавыми гвоздями. Комсомола нет, но аппарат продолжает существовать и функционировать.
Несмотря на то, что на протяжении ряда лет мы слышим, как все наши беды сваливаются на пресловутую административно-командную систему, без такой системы не обходится ни одно государство. Поэтому в административной системе заключено много возможностей для карьерного роста. Другое дело, что наша система считается коррумпированной, косной, громоздкой и неэффективной. В этом есть доля правды, но отказаться от системы управления вообще не может позволить себе ни одно государство, если оно не хочет утонуть в безвластии и анархии. Вся критика, кампании протеста, закулисные игры и привлечение масс в эту игру, главным образом, затеваются затем, чтобы освободить приглянувшееся кресло. Кроме того, лозунги об упразднении системы власти придумывают именно те, кто хочет поменять фигуры власти, другими словами, революция или переворот - это просто хулиганский способ построения карьеры.
На высших ступенях лестницы административная карьера смыкается с политической, иногда трудно определить реальную грань этого перехода, если смотреть в суть вещей, а не на их названия. Административная система подвергается критике всегда и везде. Когда политическая ситуация накаляется, администрацию приносят в жертву или меняют политическое руководство.
Правда, правила игры в административном аппарате достаточно жесткие, и без протекции сделать рывок, не обладая опытом работы или соответствующими связями, практически невозможно. Но есть реальный шанс продвинуться, если правильно выбрать стартовую позицию, тщательно подготовить почву для роста, долго работать и уметь ждать удобного момента.
Справедливости ради стоит заметить, что в наше время блеск карьеры служащего госаппарата немного поугас. Отошли в прошлое и стали лишь приятными воспоминаниями обширные привилегии, которые делали вожделенным любое место в рядах государственного аппарата. Оклад, которым государство пытается привлечь специалистов в ряды служащих, по сравнению с зарплатой хорошего менеджера в коммерческой фирме невелик, даже у заместителя министра. Социальные гарантии для госслужащих весьма скромны по сравнению с теми же гарантиями и привилегиями в советском государстве. Даже служебные квартиры могут получить далеко не все, а в основном иногородние специалисты или чиновники ранга министра.
Чиновников можно отнести к тому типу амбициозных личностей, которые удовлетворяют свои личные амбиции не при помощи денег, а посредством властных полномочий. Дело даже не в том, что бюрократы не получают мзду. Многие рядовые граждане считают для того, чтобы «выцарапать» любую бумажку из государственных органов, надо «дать на лапу» тому, кто выдает эти самые бумажки, иначе забот и хлопот не оберешься.
Настоящий, «махровый» чиновный карьерист не должен опускаться до уровня примитивного взяточника из районной администрации. Иначе бессмысленно делать административную карьеру. Не деньги должны быть истинной целью, но власть, которую даст занимаемое высокое положение.
Основная причина, по которой люди стремятся сделать успешную карьеру в госаппарате, состоит в том, что, находясь на службе у государства, человек выбирает прекрасную возможность стяжать массу полезных связей и наработать потенциал для лучшего старта в бизнесе. Можно привести множество примеров благополучного трудоустройства бывших чиновников в коммерческих структурах.
Эта широко принятая в западных странах модель постепенно получает распространение и у нас. Чем выше чин, тем выше капитализация, и наоборот.
Тем не менее, было бы неправильно считать, что чиновничья карьера делается только и исключительно ради денег и привилегий. Нельзя считать приобретение возможности уйти в «большой» бизнес на хороший оклад главной целью чиновника. Гораздо увлекательнее для истинного чиновника быть реально причастным к решению важных государственных дел, а по мере своего служебного роста - и непосредственно влиять на их исход.
Нельзя забывать и еще об одной стороне взаимодействия чиновников и коммерсантов - их «связь» односторонняя.
На практике еще не было случаев, чтобы успешный на своем посту чиновник стал на самом деле классным бизнесменом. Неплохим управленцем - сколько угодно, но ведь сама работа чиновника предполагает умение организовать и проводить управленческую политику. Так что ни один высокопоставленный чиновник еще не сумел начать свое дело, что называется, с нуля и вывести его в лидеры в своей отрасли.
В этом нет ничего противоестественного, ведь бизнес - это зона риска, а каждый чиновник с самого начала карьеры раз и навсегда заучивает основное правило функционирования бюрократического аппарата - сто раз согласуй, один раз разреши и ни в коем случае не принимай единоличных решений!
Пути, которые ведут к административной карьере
В административную систему попадают люди из разных профессий и разными путями. Постараемся их обозначить, а также дать примеры цепочек, которые могут привести вас от начала пути к высотам административной карьеры.
Для того, кто определил себя как начинающего карьериста в административной системе, полезен метод выстраивания цепочек предполагаемого роста. Большинство людей, которые достигли высоких постов в этой системе, начинали свою карьеру в пределах своей профессиональной области, но уже на ранних стадиях передвинувшись на должности, более подходящие и перспективные, иногда через профсоюзные или общественные организации или объединения.
По свидетельствам людей, сделавших административную карьеру, сейчас путь в госаппарат лежит через отдел кадров. Безусловно, многие начинающие чиновники поступают на работу по знакомству, практика протежирования процветает в нашей стране так же, как и во всем мире. Однако многие просто приходят по объявлению и находят свой Клондайк, несмотря на происки недоброжелателей.
Требование к начинающему карьеристу от бюрократии достаточно простое: наличие высшего образования. При отсутствии оного с вами попросту не станут разговаривать. Направленность самого образования роли не играет, особенно в начале карьеры. Однако, если вы желаете и дальше «расти», вам придется получить второе высшее образование, каким-либо образом связанное с выбранной вами стезей. Да и просто наличие в личном деле упоминания о двух дипломах о высшем образовании может сыграть в вашей карьере не последнюю роль.
Прекрасным ходом было бы получение научной - кандидатской или, в крайнем случае, магистерской степени. Все дело в том, что начальство, хоть и вертит носом и всеми силами противится, отпуская вас на конференции и семинары, при случае любит обронить: «Наш сотрудник - кандидат (доктор, магистр) наук». Это очень поднимает как престиж вашего босса, так и ваш собственный.
Что необходимо тому, кто собирается достичь вершины карьерной лестницы в административной системе?
Высшее образование, подходящая должность, компетентность не только в своей работе, но и на уровень выше, и при этом отсутствие критиканства, связи и благосклонность начальства.
Высшее образование. Если его нет, следует учиться заочно. Желательно получить гуманитарное, юридическое или экономическое образование (в зависимости от того, в какой сфере вы видите свое дальнейшее продвижение). Наиболее универсально - юридическое. Оно позволяет работать на любой руководящей должности.
Профессиональное образование дает несколько иные знания и навыки, нежели те, которые требуются от руководителя-администратора, и на той стадии, когда карьера переходит от профессиональной к административной, например, от начальника цеха к заместителю директора. Разумный карьерист обязан позаботиться о своей подготовке к управленческой работе.
Очень важно определить место и должность, с которой вы будете начинать.Перспективная должность - это та, на которой нет опасности засидеться до пенсии ввиду того, что ее будет некому передать; предполагающая не слишком большую загруженность, иначе вам некогда будет заниматься своим продвижением; она также должна предполагать ваше участие в решении ключевых вопросов, желательно на консультационном уровне. И, что самое главное, вы должны по ходу работы как можно чаще сталкиваться с начальством, лучше всего не с непосредственным, а с вышестоящим. Должность с материальной ответственностью можно считать подходящей лишь в том случае, если вы собираетесь продвигаться именно по экономическому пути, например, от начальника склада до главного бухгалтера, и так далее.
Как пример можно привести должность методиста в учреждении образования. Возможна такая цепочка: психолог - методист - завуч - инспектор отдела образования или директор школы и дальше.
Начало управленческой работы в большинстве случаев нельзя назвать карьерой с нуля. Обычно в управленческие структуры приходят, уже имея за плечами опыт работы. Но каждый новый коллектив приходится осваивать заново, и лучше при этом следовать некоторым правилам, которые позволят выработать свою эксклюзивную стратегию успеха.
Не существует никакого определенного «кодекса», соблюдая который, вы гарантированно попадете в заветный круг высших чиновников. Правила те же, что и для любой другой карьеры. Это легко объяснимо - в госаппарате служат такие же люди, как и везде, со своими пороками и добродетелями, сильными и слабыми сторонами.
Качества административного карьериста те же, что и любого другого, стремящегося к вершинам, - упорство в достижении цели, настойчивость, стремление к самообучению, умение всегда сохранять хорошие отношения с начальством, что бы ни случилось.
Однако специалисты рекомендуют в дополнение ко всем своим достоинствам занять еще и свою, отдельную «нишу». Таким образом вы приобретете возможность стать незаменимым в своей области специалистом, и, если возникнет такая нужда, к вам обязательно обратятся.
Неплохо также научиться привлекать внимание начальства к своей работе. Почаще сообщайте о ходе порученной вам работы, стремитесь решать масштабные задачи, за которые никто не берется именно из-за их трудности или неприятной реакции окружающих (например, собрание об увольнении). В случае успеха ваш вес в глазах начальства резко возрастет. Хотя, как говорят, настоящий чиновник любое задание может сделать особым, придать ему значимость.
Независимо от того, где вы делаете свою карьеру, вам придется иметь дело с людьми. Самым главным человеком на вашем пути является ваш босс. От этого человека зависит, пойдете ли вы вверх или застрянете на месте, или вам вообще придется покинуть насиженное место и метаться по белу свету в поисках работы. Самый лучший на земле человек - ваш начальник, это бесспорно. Это - аксиома, которую вам рекомендуется зазубрить наизусть.
Чтобы ваша карьера не потерпела фиаско в самом начале пути, подружитесь с начальником. Станьте его правой рукой, а заодно и левой, и ногами (обеими сразу). Не гнушайтесь деликатных поручений шефа, даже если вам это будет грозить потерей благорасположения большей части коллег в офисе.
Предложите шефу свою помощь при подготовке его выступления. Если он горд и считает, что справится сам, просто оброните невзначай, что могли бы набрать на компьютере тезисы его речи. Он наверняка согласится: ведь читать печатный текст неизмеримо приятнее, чем торопливые закорючки.
Используйте на практике правила хорошего тона, не забывайте улыбаться даже самым бородатым шуткам вашего начальника, ведь он искренне уверен в своем искрометном чувстве юмора.
Вы когда-нибудь поправляете оговорки своей мамы? Так почему же считается, что исправить начальника - норма? Он может затаить обиду, и вам тогда не поздоровится. Даже если ваш начальник не злопамятный тип, он все равно будет считать вас несимпатичным человеком и неосознанно начнет «тормозить» ваш карьерный рост.
Если ваш начальник не имеет друзей на работе, не стесняйтесь предложить ему помощь в тех делах, которые ему некогда делать самому. Обычно начальники благодушно относятся к таким вещам. Тем не менее, не забывайте о субординации, помните, что вы все-таки квалифицированный сотрудник, не позволяйте превратить себя в некое подобие посыльного вперемешку с носильщиком.
Изучите слабости вашего начальника - у кого их нет? Он любит цветы? Смело полейте горшки в его кабинете, если он вдруг забудет. Ваш начальник без ума от кофе? Не стесняйтесь принести ему чашечку свежесваренного напитка и не забудьте упомянуть, что варили его специально, по особому рецепту, который вам достался от бабушки.
Постарайтесь побольше узнать о привычках и хобби вашего начальника. Если он посещает тренажерный зал, узнайте, какой именно, и занимайте беговую дорожку рядом с ним. Совместные занятия спортом сближают.
Ваш шеф имеет научную степень? Сообщите ему, что мечтаете заняться научной работой и предложите себя в ассистенты. Он это оценит.
Добрые и теплые отношения с начальником могут стать отличным заделом на будущее. Кто знает, а вдруг ваш шеф пойдет на повышение, может, он прихватит и вас с собой? Ведь вы вместе такая сплоченная команда.
На протяжении десятков лет многими поколениями работников были сформулированы правила, следуя которым вы сможете пользоваться устойчивым и неизменным расположением своего начальника.
В первую очередь, возьмите себе за правило являться на службу немного раньше, чем приходит ваш начальник, а также старайтесь покидать офис только после того, как шеф отбудет домой.
Во-вторых, старайтесь поменьше отпрашиваться в рабочее время, а также пореже берите больничный.
В-третьих, никогда не спорьте со своим начальником. Не допускайте споров как с глазу на глаз, так и в присутствии других сотрудников. Это грубое нарушение субординации.
Если ваш шеф лично просит вас остаться после работы и поработать сверхурочно, соглашайтесь немедленно и с энтузиазмом, отложив все свои дела на потом.
Забудьте о таких выражениях, как «это невозможно», «это не входит в круг моих должностных обязанностей» и других, им подобных. Вы должны всегда быть открыты новому опыту и новым направлениям работы.
Не забывайте, что ваш начальник - занятой человек, не задерживайте его по пустякам, свои проблемы старайтесь решить самостоятельно, а если уж никак не обойтись без помощи босса, старайтесь изложить суть вопроса как можно короче и понятнее.
Если стол начальника завален деловой документацией, можете поинтересоваться, не требуется ли ваша помощь, смело напрашивайтесь в помощники.
Научитесь мыслить не банально - ищите новые, оригинальные решения рабочих вопросов, не бойтесь негативной реакции коллег - они вам просто завидуют.
Наконец, научитесь все время маячить у шефа перед глазами, создавая имидж ответственного, надежного и трудолюбивого сотрудника.
Не стремитесь «задавить» шефа своим интеллектом, он и без вас почти все знает. Но и не притворяйтесь неучем - такая игра всегда чревата неприятными последствиями.
Остерегайтесь высказывать мнение, обратное точке зрения вашего шефа, в особенности публично. Первоначально проведите «разведку боем», изучите позицию руководства и только затем излагайте свои идеи.
Чтобы не казаться в глазах руководства пустомелей, постарайтесь сформировать себе «задел» на будущее - уже исполненные дела, которые при случае можно включить в план на перспективу. Так вы повысите свои показатели и приобретете реноме исполнительного и усердного работника.
Начальник, какую бы высокую должность он ни занимал, всегда имеет одну особенность: он дает практически одновременно сразу несколько взаимоисключающих поручений. Вследствие этого никогда не торопитесь выполнять первое по счету задание шефа, дождитесь, когда он его отменит и даст следующее. Не лишним будет поинтересоваться у коллег, не желает ли кто-то из них снискать почетное звание «самого исполнительного работника». Экономьте силы для других, более существенных дел.
Имейте в виду, что под маской этакой «душки» в вашем офисе может скрываться враг - настоящая змея в сиропе. И сладко, и приятно, а чуть зазеваешься - не замедлит укусить. Будьте разумно недоверчивы. Остерегайтесь навязчивых коллег.
В продолжение предыдущего совета можно сказать, что как бы вам ни был антипатичен ваш начальник, никогда не критикуйте его в кругу коллег. Возможно, где-то притаился шпион с диктофоном. И слова, сказанные в сердцах, могут вам дорого обойтись.
Развивайте в себе экстрасенсорные способности, учитесь чувствовать настроение окружающих вас людей и, в первую очередь, расположение духа начальника. Учитесь делать подобающую мину, рефлексируйте начальника. А если коротко - станьте человеком, который нужен начальнику.
Борис Мастеров, кандидат психологических наук,
руководитель программы Института профессионального роста,
эксперт Института Открытого общества.
Понятие прохождения государственной службы имеет ряд значений.
Во-первых, это совокупность правовых и организационных мер, сопровождающих пребывание на госслужбе. Прохождение службы начинается с подписания акта о принятии гражданина на должность госслужбы и заканчивается актом об освобождении его от должности и увольнении со службы.
Во-вторых, это набор технологий и этапов, связанных со службой. Законодательство предусматривает, например, такие кадровые технологии, сопровождающие прохождение службы, как аттестация и квалификационный экзамен.
В-третьих, это комплекс отношений, возникающих между государством и служащим. Специфические отношения возникают по повод}" возникновения и разрешения служебных споров, конфликта интересов, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и т.д.
Главные цели прохождения службы могут быть сформулированы с точки зрения нанимателя и с точки зрения госслужащего.
Целью организации прохождения службы с точки зрения государства является обеспечение эффективного функционирования института госслужбы, т.е. профессиональный рост кадров, замещение должностей грамотными специалистами, удаление со службы непрофессионалов и правонарушителей.
Целью прохождения службы с точки зрения работника является реализация его права на должностной рост, использование своих способностей и достойное вознаграждение за труд.
Важнейшим элементом принципа меритократии является продвижение и оплата работников на основании их заслуг, а нс просто продолжительной службы или лояльности.
Служебная карьера государственного служащего зависит от внешних и внутренних факторов. Внешними факторами построения карьеры являются правовые и организационные условия, в которых проходит государственная служба. Внутренние факторы зависят от самого служащего; это его личностная готовность и профессиональная пригодность к карьере, т.е. профессиональному и должностному росту. Личностная готовность предполагает физическое и психологическое здоровье, высокий уровень мотивации к построению карьеры. Профессиональная пригодность означает достижение более высокого профессионального уровня, чем предусмотрено занимаемой должностью. При сочетании этих факторов служащий готов к карьерному росту.
Профессиональный рост - это развитие компетенций и повышение профессионализма в рамках занимаемой должности. Должностной рост - это повышение в должности. Профессиональный и должностной рост в идеале должны происходить параллельно. Допустима ситуация, когда профессиональный рост опережает должностной, но не наоборот. Специалисты по персоналу утверждают, что нормальный должностной рост должен происходить с промежутками в 3-5 лет. Этот срок, как правило, достаточен для освоения должности; более быстрая карьера может негативно сказываться на профессиональном уровне служащего.
Прохождение службы можно разделить на три общих этапа : адаптация после поступления на службу, профессиональное исполнение обязанностей и завершение прохождения службы. При этом второй этап является основным.
Принципами прохождения службы являются: свободная реализация способностей и прав; стабильность в сочетании с обновлением (ротацией); долговременный характер службы; мотивация; должностной рост на конкурсной основе; правовая защищенность; регламентация; профессиональное развитие.
Если в предыдущие эпохи главным для прохождения государственной службы было соблюдение запретов, ограничений и выполнение предписаний, то сегодня, в условиях увеличения сложности управления, повышается значимость профессионального роста и развития служащих. Прежние требования к ним сохраняются, но появляются и новые, ранее отсутствовавшие или не приоритетные.
| Статьи по теме: | |
|
Давыдова Наталья: биография и подробности личной жизни модного блогера
Основатель популярного портала «Хабрахабр» Денис Крючков прекратил... Ндфл с доходов нерезидентов (о порядке пересчета ндфл при изменении статуса работника в течение года)
Ирина Халимоненко Статус человека - резидент он или нерезидент – важен... Задержан подозреваемый в убийстве матери и сына: жертвы боролись за жизнь до последнего
Певица Елена Темникова не любит комментировать слухи по поводу своей... | |