Выбор читателей
Популярные статьи
О посте с медицинской точки зрения рассказал специалист по коррекции веса, доктор медицины (MD, MBA) Дрейцер Борис Залманович.
«АиФ»: - Можно ли назвать пост углеводной диетой?
«АиФ»: - Каких веществ мы лишаемся в пост?
Б. Д. : - Любая - и растительная, и животная - пища содержит одновременно белки, жиры и углеводы, а также огромное количество витаминов и микроэлементов. Если питание будет разнообразным, богатым не только витаминами, но и белками, жирами, углеводами, то никакого дефицита не возникнет. Например, необходимый человеку витамин В12 содержится не только в говяжьей и телячьей печени, но и в кисломолочных продуктах, зелени, проросшей пшенице, а также в морепродуктах. Железо есть не только в мясе и рыбе, но во фруктах, овощах и крупах.
«АиФ»: - Можно ли эти вещества восполнить с помощью витаминов или добавок?
Б. Д. : - Если вы поститесь и понимаете, что именно этих элементов вам всё же не хватает, конечно, можно восполнить с помощью витаминов и добавок, но лучше с помощью натуральных продуктов.
«АиФ»: - Кто не должен поститься с медицинской точки зрения?
Б. Д.: - Если вы решили исключить только мясо, то его легко можно заменить рыбой, особенно жирными сортами океанской рыбы. Рыба является почти полноценной заменой, только содержит несколько меньше железа, но зато достаточно кальция, белка, минералов и витаминов. Рацион нужно будет дополнить морепродуктами: морской капустой, кальмарами, креветками - и молочными продуктами: творогом, молоком, кефиром.
Если же решили поститься по полной программе и , то неплохими заменителями белка являются бобы, фасоль, орехи, семечки, семена подсолнуха и тыквы, соя и горох. Немного уступают по количеству белка крупы: гречиха, овёс, пшеница. Эти продукты необходимо есть в большем количестве, так как энергии в них сравнительно меньше.
Для понимания этих иносказательных слов Иисуса Христа необходимо вспомнить о понятии христианского аскетизма, – то есть, в переводе с греческого, упражнения, подготовления к борьбе. С развитием христианства аскетизм понимается как упражнение духа и тела на пути к спасению, навык управления волей и помыслами, религиозная и церковная самодисциплина. Мера аскетичности жизни человека всегда определялась словами Христа Спасителя: «Кто может вместить, да вместит» (). Так, перед совершением важных дел, накануне предстоящих испытаний и Сам Иисус Христос, и его ученики, и все православные христиане постились, готовясь к предстоящим подвигам.
Посты телесные, в том числе предусматривающие ограничения в потреблении определенных видов пищи, рассматриваются как один из видов аскетизма.
В атеистической литературе и в сознании многих людей пост зачастую трактуется всего лишь как выполнение временных запретов Православной Церкви, налагаемых на употребление некоторых видов продуктов; то есть, суть поста сводится к понятию банального «голодания». Это воззрение противоречит как терминологической, так и глубинной, метафизической сути христианского поста.
Ограничение в питании – это только одна, хотя и очень важная, сторона поста, формы воздействия которого на организм человека многообразны. Напомним, что пост предусматривает всестороннее воздержание: от житейских развлечений и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций. В течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство Браковенчания, а зачатие ребенка в постное время считалось великим грехом, последствия которого накладывали тяжкий отпечаток на будущее ребенка. В прошлом во время поста не работали театры, не подавали спиртное в трактирах, не давали балов и приемов.
Поучительны мысли святителя о о сущности поста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит. Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда… Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствия. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
В этих мыслях Златоустого отца Церкви открывается высокая духовная значимость поста. Не углубляясь в богословский аспект рассматриваемого понятия, попробуем проанализировать медицинское значение поста как аскетического упражнения с точки зрения его целительного воздействия на организм человека. При этом ни на мгновение не забудем, что оздоровительный эффект поста есть не самоцель говеющего, но своеобразное очищение самоисцеляющегося организма действием благодати Божией, по вере самого постника.
Правильно соблюдаемый пост является психологическим средством для создания особого состояния физической природы человека в первую очередь ради его духовного обновления. Одновременно пост становится испытанием для верующих в стойкости при нападении искушений и соблазнов, в терпении и в смирении.
В «Основах Православия» подчеркнуто, что христиане постятся не потому, что Богу приятно, когда Его рабы не едят. Цель поста – овладение собой и победа над страстями плоти, освобождение себя от зависти миру сему, укрепление души против искушения и греха.
Хотя деление животных и продуктов, годных к употреблению в пищу, на «чистое» и «нечистое» существовало еще на заре Священной Библейской истории (животные, взятые Ноем в ковчег; пункты Синайского законодательства и т.д.), Иисус Христос перенес основной смысл подобного деления на новый уровень человеческой ответственности: «Слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека… Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека» ().
Апостол Петр в видении услышал предписание Господне, которое имело как образный, прообразовательный, так и вполне конкретный, буквальный смысл. На слова апостола: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного и нечистого», – Господь ответил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (). В этом предписании состоит ответ на вопрос, почему в христианстве нет абсолютных и постоянных запретов на какие-либо отдельные пищевые продукты, кроме единственного условия: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (). О запрете употребления в пищу крови говорится многократно в Божественном законе, данном Моисею на горе Синай: «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (; 23; 15: 23; ).
В подходе Православной Церкви к питанию прослеживается принцип разумной умеренности с отказом от крайностей: чревоугодия и небрежения о насыщении плоти ().
Древние источники донесли до нас благословения опытных духовников, церковных писателей и проповедников: «…потреблять пищу и питие, не причиняющие мятежа телесного и духовного»; «вина горячего не держати и не пити»; «обжорство с пиянством – наипачий грех». Святой подчеркивает: «Не пища зло, а чревоугодие». Эти простые слова найдут полное согласие любого здравомыслящего профессионального врача-диетолога, гастроэнтеролога, аллерголога.
В дальнейших размышлениях нам необходимо строго разграничивать такие понятия, как «пост» и «питание во время поста».
По пищевым предписаниям православные посты можно разделить на 5 категорий:
Рассмотренные пищевые предписания позволяют очертить круг продуктов, составляющих постную пищу. Это зерновые (хлеб, крупы), бобовые, овощи, фрукты, ягоды, грибы, съедобные дикорастущие растения, орехи, пряности, мед, растительные масла, рыба и рыбные продукты. К понятию «скоромная пища» относится мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, а также содержащие их продукты (кондитерские изделия с добавлением молока или яиц.
Разграничение постного и скоромного стола, изолирование одних продуктов от других и недопущение их смешивания в дни поста в итоге приводит к упрощению всего рациона питания (что весьма близко к медицинским принципам раздельного питания).
В православном календаре около двухсот дней в течение года – постные; причем, в прошлом большинство населения соблюдало пищевые предписания в период поста. Отсюда – обилие в старинной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья: зерна (каша), бобовых, овощей (капуста, репа, редька, огурцы и др.), трав (крапива, сныть, лебеда и др.), лесных ягод. Множество забытых ныне блюд делали, например, из гороха: горох, битый, тертый, гороховый сыр (твердо сбитый мелкий горох с растительным маслом), лапша из гороховой муки, пироги с горохом и многое другое.
В качестве постных масел использовали конопляное, ореховое, маковое, оливковое, только в середине XIX века появилось подсолнечное. Вкусовое разнообразие постной пищи достигалось употреблением пряных овощей, пряностей, уксуса. В большом количестве ели лук, чеснок, хрен, укроп, петрушку. Уже с X – XI веков на Руси применяли анис, лавровый лист, черный перец, гвоздику, а с XVI века их дополнили имбирь, шафран, кардамон и другие пряности.
Иллюстрацией исполнения пищевых предписаний для разных категорий поста может служить «Столовая книга Патриарха Филарета Никитича» (Романова), написанная в 1632 году по ходу Великого поста.
В понедельник «у Великого Государя, Святейшего Филарета, Патриарха Московского и всея Руси кушанья не было вовсе и яствы не держано», – строжайший пост. Во вторник Патриарху подавали «в столовое кушанье капустку крошеную студеную», – пост с сухоядением.В среду на патриаршем столе были: взвар с пшеном сорочинским (рисом), шафраном и перцем, капуста, горох зобанец (очищенный горох), ядра миндальные, орехи грецкие, ягоды винные (инжир), хрен, гренки, «горшочек каши» с имбирем. В четверг, как и в понедельник, «кушанья не было вовсе и яствы не держано». В пятницу Патриарху подавали щи из квашеной капусты с луком и перцем, грибы, горох зобанец, лапшу гороховую, ядра миндальные, орехи грецкие, взвар медовый квасной с пшеном сорочинским, изюмом, шафраном и перцем, горшочек каши с имбирем, нарезанную ломтиками пареную репу с уксусом и хреном, ягоды винные, яблоки, – пост с употреблением вареной пищи, но без растительного масла. В субботу и воскресенье у Патриарха было 2 приема пищи. В праздник Благовещения, когда единожды в течение Великого поста разрешено вкушение рыбы, на обед подавалась икра паюсная, белуга и осетр сухие и пресносольные, кашку из стерляди, уху из карасей, пироги с рыбой и другую рыбную пищу, капусту, редьку, хрен, грибы, лапшу гороховую, горошек, орехи. Сходным был и ужин.
Таким образом, мы видим сочетание в течение седмицы Великого поста всех видов постного питания.
Но и в потреблении постной пищи должно соблюдать умеренность. Смягчение пищевых предписаний допускается для болящих, для занятых тяжелым физическим трудом и для тех, кто находится в пути. Пост также не распространяется на грудных детей. Святитель учит: «Кто принимает пищу и не может поститься, да подает обильную милостыню, да покажет непрестанную молитву, да имеет большую готовность к служению Слову Божьему. В этом не может ему препятствовать немощь тела. Да примирится с врагами своими; всякое злопамятство да отгонит от души своей».
В недавнем прошлом в советской атеистический и медицинской литературе пост критиковали как проявление опасного для здоровья религиозного фанатизма. В настоящее время именем христианского поста пытаются называть различные искусственные методы питания, голодание, разгрузочные диеты, вегетарианство и тому подобное. Бытует мнение, что православные посты имеют не только религиозно-обрядовое, но и диетическое значение. Это совершенно не верно! Прагматичная дието-профилактическая идея искусственно увязывается с духовной идеей поста как явления из области аскетики.
Так, сторонник нетрадиционного питания Г.Шаталова в своей книге «Формула здоровья и долголетия» (1992) рекомендует строгое соблюдение постов как разгрузочных дней, рассматривая пост как составную часть так называемого видового питания (вегетарианства с элементами сыроядения и разгрузочного питания. А врач Е.Рудова (1994) пишет: «В профилактике пост занимает центральное место, далеко опережая другие методы общественного оздоровления. Тот, кто постится, выигрывает дважды: сохраняет здоровье и экономит средства». Такой потребительский подход к посту просто игнорирует его основную суть и духовный смысл.
В 1992 году вышла книга Г.Малахова «Целительные силы», где он пишет: «Под постами подразумевается отказ от принятия любой пищи на определенный период времени. Употребление постной пищи во время поста есть нарушение этого понятия». Далее автор и вовсе начинает увязывать даты Великого поста с астрологией и «огненными знаками зодиака». Подобная мешанина из псевдонаучных рассуждений и грубых извращений сущности поста встречается, к сожалению, во многих книгах и статьях.
Как уже говорилось выше, количество постных дней в течение года превышает число дней скоромных. А поскольку большая часть постных дней допускает к употреблению только растительную пищу, то становится понятно, почему в старину русские, белорусы и украинцы не считали мясо основой своего рациона, в отличие от наших современников, оценивающих качество питания по мере доступности и ассортимента мясных и колбасных продуктов с их пищевыми добавками, консервантами, красителями и тому подобной химией.
В целом для здоровых трудоспособных людей оптимальным является именно смешанное питание с широким использованием свежих овощей, плодов и различных вегетарианских блюд, а также с весьма умеренным потреблением мясомолочных продуктов. Строгое соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов православных христиан.
Перейдем к медико-биологической оценке системы постного питания с позиций аллергологии.
В православном календаре дни строжайшего поста, когда не вкушается никакая пища, кроме воды, редки. Но их медико-биологическое значение для организма человека весьма благоприятно. По последним данным, именно одно- двухдневное воздержание от пищи становится своеобразным положительным стрессом, вследствие которого мобилизуются защитные силы организма, включаются его адаптационные и компенсаторные резервы. В результате активируются иммунная и эндокринная система, особенно деятельность надпочечников; вырабатываются собственные глюкокортикостероидные гормоны, подавляется аллергическое воспаление, усиливается регенерация тканей. Таким образом, при разгрузочно-диетическая терапия имеет место не «отдых» или «очищение» организма, а, скорее, его «встряска». В аллергологии кратковременное воздержание от пищи применяют при всех видах аллергических заболеваний.
При этом православный строжайший пост не имеет никакого отношения к системе голодания по П.Брэггу, Г.Шелтону или йоге. Всякое совпадение здесь может обнаружиться исключительно на терминологическом уровне, потому что ни мотивация, ни цели, ни приоритеты соблюдения поста и «чуда голодания» не имеют ничего общего. Каких только методик так называемых «входа в голод и выхода из голода» сейчас не предлагается! Но верующие люди проводят дни строжайшего поста без каких-либо подготовительных приемов, а по их завершении так же просто переходят к обыкновенной пище. При многодневных постах, включающих дни строжайшего поста, за такими днями обычно следует день поста с сыроядением (например, первая, Крестопоклонная и Страстная седмицы Великого поста).
Для большинства постных дней, установленных Православной Церковью, характерен «с ядением сварения с елеем» и пост «с ядением сварения», то есть вегетарианское и строго вегетарианское питание. Однако, во-первых, вне постных дней не запрещено есть мясо-молочные и иные продуктов животного происхождения. Кроме того, в течение постов существует немало дней, когда разрешается вкушение рыбы и рыбных продуктов. Таким образом, вегетарианское питание в практике православного поста не является постоянным, а только временным и прерывистым, что в свою очередь становится прообразом сбалансированного и гипоаллергенного питания.
Православное население славяно-русских республик редко страдало железодефицитной анемией, остеопорозом и другими заболеваниями, которые могут развиться у тех, кто совершенно исключает из рациона своего питания мясо и мясопродукты. Для пищевых рационов строгих вегетарианцев характерен недостаток полноценных белков и соответственно незаменимых аминокислот, витаминов B2, B12 и D , хотя содержание Ca, Fe, Cu, Zn количественно может быть достаточным, но усвояемость этих веществ из растительной пищи низкая. Однако эти же вещества прекрасно усваиваются с рыбой.
Рыба обладает высокой пищевой ценностью и по ряду показателей превосходит мясо животных. Это важный источник полноценного белка со сбалансированным составом незаменимых аминокислот. Метионина – аминокислоты, играющей большую роль в регуляции жирового обмена в печени, в рыбе больше, чем в твороге, – признанном источнике метионина. Сравнительно с мясом животных в рыбе почти в 5 раз меньше соединительной ткани. В этом причина того, что рыба быстрее, чем мясо, варится, жарится и легче переваривается в пищеварительном тракте. Белок рыбы усваивается лучше, чем мясной: в среднем на 95 % против 88 %. Содержание витамиов группы В в рыбе такое же или несколько меньше, чем в мясе животных, а витаминов А и D больше, особенно в печени рыб. В рыбе содержатся разнообразные минеральные вещества. Особенно богата рыба йодом, F1, Zn и другими микроэлементами. Особого внимания заслуживают рыбные жиры, которые в отличие от жиров животных легче перевариваются и обладают особой биологической ценностью, так как содержат специфические полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), которым придают большое значение в диетологии, аллергологии, диетопрофилактике атеросклероза и ишемической болезни сердца.
В жирах рыб содержатся такие ПНЖК, которых нет в подсолнечном, кукурузном и других широко употребляемых растительных маслах. ПНЖК рыб нормализуют некоторые стороны жирового обмена при атеросклерозе; положительно влияют на свертывающую и противосвертывающую системы крови, что важно в диетотерапии ишемической болезни сердца и атеросклероза сосудов головного мозга; способствуют снижению атопического дерматита при гипертонической болезни, нормализуют гормональных фон. Биологически активными ПНЖК богаты сельдь, скумбрия, ставрида, сардина, нототения, мойва, тунец, лосось, печень тресковых.
По пищевым предписаниям Церкви рыба и растительные масла относятся к постной пище. В медикобиологическом аспекте такое сочетание продуктов способствует сбалансированности разных ПНЖК в пище. Учение о сбалансированном питании сохраняет свое значение и в настоящее время., но некоторые его положения в последние годы подвергнуты пересмотру и уточнению. Это относится прежде всего к вытекающему из теории сбалансированного питания представлению об «идеальной пище», которая наиболее полно возмещает используемые организмом пищевые вещества и расход энергии. Признано, что постоянное питание «идеальной пищей» способствует метаболической гиподинамии – своеобразному снижению активности систем, обеспечивающих обмен веществ. Это явление можно условно сравнить с мышечной гиподинамией, связанной с низкой физической активностью и ведущей к детренированности мышц.
По мнению академика А.М. Уголева (1991), идеально сбалансированное питание создает такие комфортные условия для обмена веществ, которые не являются эволюционно подготовленной основой для оптимальной жизнедеятельности человека. В пределах коротких периодов времени (недель) отступления от сбалансированного «идеального питания» могут быть не только физиологичны, но и необходимы для поддержания высокого уровня активности органов и систем, обеспечивающих усвоение пищи. При этом правило равенства расхода и поступления пищевых веществ сохраняют свое значение для длительных периодов времени, что предупреждает возникновение болезней недостаточного и избыточного питания. Таким образом, с одной стороны, соблюдение пищевых предписаний постов вызывает отклонение от сбалансированного питания, а с другой, – для многих людей (например, больных крапивницей) эти отклонения не только не наносят ущерба здоровью, но являются целесообразными с учетом современных взглядов на значение периодической разбалансировки питания.
Научный сотрудник Института питания РАМН М.М. Гуревич (1990) пишет, что «посты грамотно готовили весь организм к смене времени года: Великий пост готовил его к лету, к переходу на новые продукты. Успенский пост – переход к осени, Рождественский – к зиме».
Согласно последним исследованиям Национальной академии питания США и, в частности, Аризонского центра питания и пищевой аллергии под руководством профессора Уильяма Джонсона, единственной рациональной системой питания на сегодняшний день признано именно система перемежающегося приема мясной и вегетарианской пищи, поскольку таким образом и пищеварительная, и иммунная системы человеческого организма получают естественную тренировку и комплексное оздоровительное воздействие. Но, в таком случае, можем ли мы назвать какую-нибудь иную более совершенную систему такого питания, чем постовые предписания Православной Церкви, вырабатывавшиеся в течение тысячелетий по Божественному откровению и апробированные миллионами христиан во все времена по всей земле? Воистину знаменательны слова Боговидца Моисея, запечатленные в книге Второзаконие: «заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?». и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» ().
Пищевые предписания во время поста напоминают гипоаллергенную диету. Учитывая, что большинство дней в году – постные, то и система православного постного питания в целом носит гипоаллергенный характер. По статистике аллергическая заболеваемость была в России крайне низкой. Согласно данным первого русского аллерголога В.П.Силича (1868 год) заболевание рецидивирующей крапивницей и атопическим дерматитом – казуистика; бронхиальная астма – 2-3 случая на 100 000 населения; полиноз – 2-4 случая на 100 000 населения, экссудативно-катаральный диатез – казуистика у детей. В настоящее время только лишь в Минске насчитывается около 50 000 случаев бронхиальной астмы.
По наблюдениям, из 200 моих пациентов, страдающих бронхиальной астмой всех форм, только 15 являются православными христианами. И у всех них во время постов наблюдается уменьшение количества приступов, нет четко очерченных приступов. Приведу очень знаменательный пример: практически все специалисты-аллергологи единодушно опасались ухудшающего влияния дыма, возникающего от сгорания ладана во время каждения в церкви, на больных бронхиальной астмой. Но тщательнейшие наблюдения показали, что приступов удушья в этих случаях не бывало никогда! Более того: для больных всегда наступало облегчение их состояния. Также и среди православных подростков, страдающих атопическим дерматитом, ухудшение состояния в дни поста не наблюдается.
(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");
Временное воздержание от пищи практикуется во многих религиях мира и в каждой из них по этому поводу существуют определенные правила. В православии Великий пост начинается сразу после масленичной недели и отличается особой строгостью. Во времена государственной борьбы с религией научная пропаганда называла пост вредным атавизмом прошлого, которое способно нанести серьезный вред здоровью. Однако верующие продолжают считать пост полезным не только для духа, но и для тела. Мы выяснили, как требования поста отвечают правилам современной научной диетологии.
Постный рацион.
Давно известно, что рацион, который можно назвать здоровым, должен включать в себя много овощей и сложных углеводов. Великий пост приходится на весну, поэтому основные продукты этого поста - соления и варения из овощей и фруктов, а также морковь, лук, капуста, свекла, консервированный зеленый горошек и другие бобовые, яблоки, апельсины, сухофрукты и орехи. Существует множество различных блюд, которые можно приготовить используя эти и другие продукты.

Лечебное голодание.
Современные диетологи утверждают, что краткосрочные разгрузочные периоды просто необходимы для нормального функционирования пищеварительной и выделительной системы. Это позволяет вывести из организма токсины, которые накапливаются там во время бесконтрольного потребления еды. Принципы поста вполне соответствуют этому аспекту правильного питания - в нем есть дни, в которые еда запрещена вовсе. С точки зрения медицины, такая встряска пойдет организму на пользу в любом случае.

Психологическая установка.
Религиозный пост в любой религии мира ставит на первый план прежде всего духовное очищение. С точки зрения современной психологии такая установка может принести гораздо больше пользы, чем точное следование правилам. Это значит, что сам отказ от обильного питания может значительно изменить жизнь человека за счет глубинного пересмотра пищевых привычек.

Потребность и необходимость.
И растительная и животная пища одновременно содержит в себе набор разных веществ, в которых мы испытываем потребность. Пост требует от постящегося отказа от «скоромных» продуктов: мяса, рыбы и масла. Однако пост не запрещает употреблять в пищу их аналоги - бобы, овощи и фрукты. Единственным не слишком полезным нюансом строгого соблюдения поста является отказ верующих от масла. Таким образом организм лишается необходимой энергии и жирных кислот для нормального функционирования организма. Постной альтернативой маслам являются орехи, содержащие большое количество жирных кислот.

Белковый пост.
Сегодня многие немного модифицируют традиционный пост, отказываясь только от мяса. В таком случае вам может помочь рыба самых разных сортов, а также морепродукты и морская капуста. В весенний пост такая диета будет особенно полезна, благодаря повышенному содержанию кальция, белка, минералов и витаминов. Если же вы поститесь по всем правилам, то стоит обратить внимание на бобы, фасоль, орехи, семечки, сою и горох.
Дата публикации: 29.01.17
Со времен крещения Руси весь православный люд веками соблюдал многодневные посты с целью очищения духовного и физического. Со временем люди стали замечать очевидную пользу от постов, поскольку они приходились сразу после праздничных застолий и способствовали разгрузке организма после обильных угощений и возлияний.
Тема пользы и вреда поста для здоровья — весьма обсуждаемая и востребованная в среде верующих. Постараемся рассмотреть ее в физиологическом разрезе, избегая, однако, видеть ее лишь с точки зрения постной диеты. Что ждут верующие от поста, как он отражается на здоровье?
Тема христианского пищевого поста — довольно открытая и активно обсуждаемая, свое мнение активно высказывают священнослужители, врачи, обычные журналисты. Часто при этом их концепции восприятия поста и способ подачи информации изначально ориентируют читателя неправильно, выводя его из вопросов спасения души и переключая его на вопросы диетологии. К сожалению, этот подход можно встречать довольно часто, особенно, когда к обсуждению темы подключаются так называемые «православные врачи». Как правило, эти люди никакого духовного образования не имеют, в религиозных вопросах глубоко не разбираются и стараются представить вопрос со своей, сугубо медицинской точки зрения. В самом деле, в трудах православных авторитетов встречаются упоминания о том, что постное питание позволяет поддерживать бодрость духа, проясняет мысли, облегчает молитву. Однако в этих словах нет ничего о том, что пост якобы служит средством оздоровления организма. Православные христиане прибегают к посту по другим мотивам.
При обращении к теме поста необходимо всегда помнить, что его духовная составляющая является основной. Главная цель православного поста — вернуть контроль над своими страстями человеку, расслабленному обыденной суетой, чтобы вернуть себе осознание того, что жизнь складывается не только из удовлетворения различных потребностей (физиологических, душевных и проч.). Часто в обыденной жизни, наполненной событиями и впечатлениями, люди попадают во власть какой-нибудь страсти, которая очерствляет их, приводит к потере самоконтроля и трезвой оценки своего духовного состояния. В этих условиях пост действует отрезвляюще.

Базовые потребности человека, такие как, в еде, в питье, в одежде, в жилище и т.д. не являются изначально греховными и вполне естественны. Однако злые духи находят средства осквернить всякое действие человека и превратить естественную потребность в греховное увлечение. Нередко приходится видеть уже и без того обремененных весом людей, большая часть времени дня которых посвящена бесконечному жеванию, наполнению желудка вредными для здоровья продуктами и т. д. А посмотрите на жалкий вид алкоголиков, от этого душевного недуга страдает значительная часть населения России — не надо ходить далеко за примером. На примере алкоголизма можно видеть, как человек, созданный по образу Божию, превращается в раба постыдной страсти, которая не дает ему совершить никакое духовное движение. Глядя на таких людей, мы должны сокрушаться и благодарить Бога за то, что он не попустил и нам самим впасть в такое жалкое состояние. Возможно, именно пост помогает многим православным христианам избегать такого порабощения.
Соблюдая пищевые ограничения поста, нам не следует забывать о необходимости отказа от других привычек, которые расслабляют внимание человека и отвращают его от православной духовной жизни: супружеские отношения, посещение увеселительных мероприятий, просмотр фильмов и телепрограмм, чтение литературы, просмотр интернет-сайтов развлекательного содержания.
Нельзя полностью исключать возможное полезное влияние постного питания на здоровья. Однако эти факты имеют скорее частное значение, и о них нельзя говорить, как о неких закономерностях. Рассмотрим некоторые аспекты воздействия поста на здоровье человека.
1. Постное питание и вес.
Скоромные (непостные) продукты (например, мясо, сало, сливочное масло, сыр и т. п.) часто являются высококалорийными. Поэтому чисто теоретически их исключение из рациона может приводить к общему снижению поступления энергии в организм. Рассуждая об этом, нужно помнить, что постящиеся люди обычно заменяют эти продукты другими, часто также высококалорийными — хлеб, крупы, сладости и проч. Конечный итог такого поста может быть разным в каждом конкретном случае. Некоторые люди, особенно постящиеся строго действительно снижают вес во время постов. Однако в других случаях происходит обратное — и постники на самом деле «поправляются». Это — лишь наблюдение, не претендующее на строгие статистические выводы, однако, оно показывает, что пост нельзя считать универсальным средством для похудения.
2. Постное питание и иммунитет.

Имеются свидетельства врачей о том, что чередование рациона в течение года (пост — нет поста) повышает сопротивляемость организма, улучшает состояние иммунной системы. Они утверждают, что физиологический стресс, который вызывается постом, мобилизует защитные силы организма.
3. Пост и общее состояние организма.
Пища с высоким содержанием животных жиров, белков создает большую нагрузку на пищеварительную систему человека. Необходимо учесть также снижение качества продуктов в нашей стране в последние годы. В частности, мясных животных сегодня все больше выращивают с применением гормонов, тяжелых антибиотиков. Все эти ненужные человеку продукты попадают через пищеварительную систему в организм человека, вмешиваясь в обмен веществ. Когда человек освобождает себя от этого «бремени», можно предполагать, что системы организма будут страдать меньше.
Тем не менее, к посту надо подходить очень осторожно людям без соответствующего опыта. Известны случаи, когда люди, только начавшие христианскую жизнь, бросаются в «омут» поста с головой, не рассчитывая свои силы. Мне рассказывали об одном молодом человеке, который опрометчиво определил для себя строгий пост, состоящий из употребления только хлеба и воды. Через несколько недель его доставили на скорой помощи в реанимацию, так как его организм не был приучен к посту, и строгое ограничение в пище оказалось для него слишком неподъемным трудом. Если бы юноша вначале посоветовался со священником, которому известно его физическое состояние и духовный опыт, тот бы наверняка отговорил его от такого непосильного «подвига». Определенное преимущество в исполнении требований православного оста имеют дети, выросшие в семьях добропорядочных христиан, которые приучают детей к периодам воздержания в пище с раннего возраста.
4. Негативные последствия поста для организма.
Когда человек вступает на путь исправления, очищения души, никто не обещает ему, что дорога будет легкой. Все это относится также и к посту, его последствиям для организма. Смена рациона — это всегда стресс, прежде всего для пищеварительной системы (особенно желудок, кишечник, желчный пузырь). Больные желудочно-кишечными заболеваниями могут отмечать вначале поста признаки дисбиоза, синдрома раздраженного кишечника. Организму может потребоваться время, чтобы привыкнуть к постной пище. Таким людям желательно заранее готовиться к посту, входить в него постепенно. Возможно, именно для этого Православная церковь предусмотрела перед Великим постом Мясопустную седмицу («Сырная неделя»), когда верующие уже отказываются от мясных продуктов. Кроме желудочно-кишечных расстройств, ограничение в определенной пище может влиять и на другие системы организма. Например, у некоторых женщин в период поста прекращаются месячные. С точки зрения организма это — вполне рациональный выход, ведь половая жизнь в пост также запрещена и потому зачатие не предвидится. Однако из этого очевидно, что в посте участвует весь организм, и потому в этот период надо относиться к своему здоровью внимательнее. Немощное состояние организма, при котором человек едва может ходить — именно то, к чему стремились многие христианские подвижники (см., например, житие преподобного Кирилла Белоезерского). Однако к такому подвигу нужно быть готовым и обязательно иметь благословение духовника.
5. Пост по медицинским показаниям.

В некоторых случаях пост может быть лекарством не только для духа, но и тела в самом прямом смысле. Это касается людей, системы организма которых плохо переносят белковую пищу. В первую очередь это относится к больным различными почечными заболеваниями. Компетентный врач-эндокринолог будет искренне рад за пациента с болезнью почек, который решает ограничить прием животного белка в понедельник, среду, пятницу и в многодневные посты. Эти периоды воздержания от тяжелой пищи становятся временем отдыха и восстановления ослабленной выделительной системы. Периоды ограничения в пище показаны также во многих случаях больным аллергическими заболеваниями. Большая часть аллергиков вынуждены отказываться от определенных продуктов постоянно, и это — тоже в какой-то мере форма поста. Однако и короткие периоды лечебного голодания служат хорошим стимулятором для иммунитета больного человека: при этом активизируется деятельность надпочечников, повышается выработка глюкокортикостероидных гормонов, подавляющих аллергические воспалительные процессы.
Пост — непростой период в жизни православного человека, который позволяет понять свое истинное духовное состояние. Для здоровья некоторых людей режим поста может оказаться слишком тяжелым испытанием, для них Церковь делает послабления. Однако не стоит пренебрегать постом, ведь этот период — хорошая возможность навести порядок в душе, повод взяться за исправление хотя бы одного из своих недостатков.
Почему хотя бы на время отказываться от продуктов животного происхождения необходимо для здоровья? Что может быть плохого в грибах или капусте? Какие заболевания позволяет предотвратить воздержание от мяса и молока? Как поститься беременным? Нужно ли лишать детей поста? Об этих и других аспектах «постной темы» рассказывает терапевт Наталья Юрьевна Тарасова.








| Статьи по теме: | |
|
Задержан подозреваемый в убийстве матери и сына: жертвы боролись за жизнь до последнего
Певица Елена Темникова не любит комментировать слухи по поводу своей... Сосновые почки применение в народной медицине
Сосна является одним из лучших преобразователей углекислого газа,... Граф Алексей Разумовский: факты из жизни
Андрей Кириллович (22 X (2 XI) 1752, Петербург - 11 (23) IX 1836, Вена),... | |