Все мясомолочное с точки зрения поста. Пост с точки зрения науки

О посте с медицинской точки зрения рассказал специалист по коррекции веса, доктор медицины (MD, MBA) Дрейцер Борис Залманович.

«АиФ»: - Можно ли назвать пост углеводной диетой?

Где взять витамины?

«АиФ»: - Каких веществ мы лишаемся в пост?

Б. Д. : - Любая - и растительная, и животная - пища содержит одновременно белки, жиры и углеводы, а также огромное количество витаминов и микроэлементов. Если питание будет разнообразным, богатым не только витаминами, но и белками, жирами, углеводами, то никакого дефицита не возникнет. Например, необходимый человеку витамин В12 содержится не только в говяжьей и телячьей печени, но и в кисломолочных продуктах, зелени, проросшей пшенице, а также в морепродуктах. Железо есть не только в мясе и рыбе, но во фруктах, овощах и крупах.

«АиФ»: - Можно ли эти вещества восполнить с помощью витаминов или добавок?

Б. Д. : - Если вы поститесь и понимаете, что именно этих элементов вам всё же не хватает, конечно, можно восполнить с помощью витаминов и добавок, но лучше с помощью натуральных продуктов.

Можно не всем

«АиФ»: - Кто не должен поститься с медицинской точки зрения?

Б. Д.: - Если вы решили исключить только мясо, то его легко можно заменить рыбой, особенно жирными сортами океанской рыбы. Рыба является почти полноценной заменой, только содержит несколько меньше железа, но зато достаточно кальция, белка, минералов и витаминов. Рацион нужно будет дополнить морепродуктами: морской капустой, кальмарами, креветками - и молочными продуктами: творогом, молоком, кефиром.

Если же решили поститься по полной программе и , то неплохими заменителями белка являются бобы, фасоль, орехи, семечки, семена подсолнуха и тыквы, соя и горох. Немного уступают по количеству белка крупы: гречиха, овёс, пшеница. Эти продукты необходимо есть в большем количестве, так как энергии в них сравнительно меньше.

Для понимания этих иносказательных слов Иисуса Христа необходимо вспомнить о понятии христианского аскетизма, – то есть, в переводе с греческого, упражнения, подготовления к борьбе. С развитием христианства аскетизм понимается как упражнение духа и тела на пути к спасению, навык управления волей и помыслами, религиозная и церковная самодисциплина. Мера аскетичности жизни человека всегда определялась словами Христа Спасителя: «Кто может вместить, да вместит» (). Так, перед совершением важных дел, накануне предстоящих испытаний и Сам Иисус Христос, и его ученики, и все православные христиане постились, готовясь к предстоящим подвигам.

Посты телесные, в том числе предусматривающие ограничения в потреблении определенных видов пищи, рассматриваются как один из видов аскетизма.

В атеистической литературе и в сознании многих людей пост зачастую трактуется всего лишь как выполнение временных запретов Православной Церкви, налагаемых на употребление некоторых видов продуктов; то есть, суть поста сводится к понятию банального «голодания». Это воззрение противоречит как терминологической, так и глубинной, метафизической сути христианского поста.

Ограничение в питании – это только одна, хотя и очень важная, сторона поста, формы воздействия которого на организм человека многообразны. Напомним, что пост предусматривает всестороннее воздержание: от житейских развлечений и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций. В течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство Браковенчания, а зачатие ребенка в постное время считалось великим грехом, последствия которого накладывали тяжкий отпечаток на будущее ребенка. В прошлом во время поста не работали театры, не подавали спиртное в трактирах, не давали балов и приемов.

Поучительны мысли святителя о о сущности поста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит. Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда… Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствия. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».

В этих мыслях Златоустого отца Церкви открывается высокая духовная значимость поста. Не углубляясь в богословский аспект рассматриваемого понятия, попробуем проанализировать медицинское значение поста как аскетического упражнения с точки зрения его целительного воздействия на организм человека. При этом ни на мгновение не забудем, что оздоровительный эффект поста есть не самоцель говеющего, но своеобразное очищение самоисцеляющегося организма действием благодати Божией, по вере самого постника.

Правильно соблюдаемый пост является психологическим средством для создания особого состояния физической природы человека в первую очередь ради его духовного обновления. Одновременно пост становится испытанием для верующих в стойкости при нападении искушений и соблазнов, в терпении и в смирении.

В «Основах Православия» подчеркнуто, что христиане постятся не потому, что Богу приятно, когда Его рабы не едят. Цель поста – овладение собой и победа над страстями плоти, освобождение себя от зависти миру сему, укрепление души против искушения и греха.

Хотя деление животных и продуктов, годных к употреблению в пищу, на «чистое» и «нечистое» существовало еще на заре Священной Библейской истории (животные, взятые Ноем в ковчег; пункты Синайского законодательства и т.д.), Иисус Христос перенес основной смысл подобного деления на новый уровень человеческой ответственности: «Слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека… Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека» ().

Апостол Петр в видении услышал предписание Господне, которое имело как образный, прообразовательный, так и вполне конкретный, буквальный смысл. На слова апостола: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного и нечистого», – Господь ответил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (). В этом предписании состоит ответ на вопрос, почему в христианстве нет абсолютных и постоянных запретов на какие-либо отдельные пищевые продукты, кроме единственного условия: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (). О запрете употребления в пищу крови говорится многократно в Божественном законе, данном Моисею на горе Синай: «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (; 23; 15: 23; ).

В подходе Православной Церкви к питанию прослеживается принцип разумной умеренности с отказом от крайностей: чревоугодия и небрежения о насыщении плоти ().

Древние источники донесли до нас благословения опытных духовников, церковных писателей и проповедников: «…потреблять пищу и питие, не причиняющие мятежа телесного и духовного»; «вина горячего не держати и не пити»; «обжорство с пиянством – наипачий грех». Святой подчеркивает: «Не пища зло, а чревоугодие». Эти простые слова найдут полное согласие любого здравомыслящего профессионального врача-диетолога, гастроэнтеролога, аллерголога.

В дальнейших размышлениях нам необходимо строго разграничивать такие понятия, как «пост» и «питание во время поста».

По пищевым предписаниям православные посты можно разделить на 5 категорий:

  • Строжайший пост: запрещена любая пища, допустима только вода (в аллергологии и медицине это соответствует понятию о полном голодании).
  • Пост с «сухоядением»: разрешена невареная растительная пища без употребления постного масла (в медицине это близко понятию о строго вегетарианском питании в форме сыроядения, но не равнозначно последнему, так как в дни такого поста вкушают хлеб).
  • Пост «с ядением сварения»: разрешено употребление растительной пищи, подвергнутой тепловой кулинарной обработке, но без постного масла (этот тип питания в медицине почти полностью соответствует строгому вегетарианству).
  • Пост «с ядением сварения с елеем» соответствует предыдущему, но допускается использование постного масла в натуральном виде и для приготовления пищи из растительных продуктов.
  • Пост «с ядением рыбы», когда растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется рыбой и рыбными продуктами, а также постным маслом.
  • Кроме указанных предписаний, в церковном уставе о постах оговорены дни однократного принятия пищи

Рассмотренные пищевые предписания позволяют очертить круг продуктов, составляющих постную пищу. Это зерновые (хлеб, крупы), бобовые, овощи, фрукты, ягоды, грибы, съедобные дикорастущие растения, орехи, пряности, мед, растительные масла, рыба и рыбные продукты. К понятию «скоромная пища» относится мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, а также содержащие их продукты (кондитерские изделия с добавлением молока или яиц.

Разграничение постного и скоромного стола, изолирование одних продуктов от других и недопущение их смешивания в дни поста в итоге приводит к упрощению всего рациона питания (что весьма близко к медицинским принципам раздельного питания).

В православном календаре около двухсот дней в течение года – постные; причем, в прошлом большинство населения соблюдало пищевые предписания в период поста. Отсюда – обилие в старинной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья: зерна (каша), бобовых, овощей (капуста, репа, редька, огурцы и др.), трав (крапива, сныть, лебеда и др.), лесных ягод. Множество забытых ныне блюд делали, например, из гороха: горох, битый, тертый, гороховый сыр (твердо сбитый мелкий горох с растительным маслом), лапша из гороховой муки, пироги с горохом и многое другое.

В качестве постных масел использовали конопляное, ореховое, маковое, оливковое, только в середине XIX века появилось подсолнечное. Вкусовое разнообразие постной пищи достигалось употреблением пряных овощей, пряностей, уксуса. В большом количестве ели лук, чеснок, хрен, укроп, петрушку. Уже с X – XI веков на Руси применяли анис, лавровый лист, черный перец, гвоздику, а с XVI века их дополнили имбирь, шафран, кардамон и другие пряности.

Иллюстрацией исполнения пищевых предписаний для разных категорий поста может служить «Столовая книга Патриарха Филарета Никитича» (Романова), написанная в 1632 году по ходу Великого поста.

В понедельник «у Великого Государя, Святейшего Филарета, Патриарха Московского и всея Руси кушанья не было вовсе и яствы не держано», – строжайший пост. Во вторник Патриарху подавали «в столовое кушанье капустку крошеную студеную», – пост с сухоядением.В среду на патриаршем столе были: взвар с пшеном сорочинским (рисом), шафраном и перцем, капуста, горох зобанец (очищенный горох), ядра миндальные, орехи грецкие, ягоды винные (инжир), хрен, гренки, «горшочек каши» с имбирем. В четверг, как и в понедельник, «кушанья не было вовсе и яствы не держано». В пятницу Патриарху подавали щи из квашеной капусты с луком и перцем, грибы, горох зобанец, лапшу гороховую, ядра миндальные, орехи грецкие, взвар медовый квасной с пшеном сорочинским, изюмом, шафраном и перцем, горшочек каши с имбирем, нарезанную ломтиками пареную репу с уксусом и хреном, ягоды винные, яблоки, – пост с употреблением вареной пищи, но без растительного масла. В субботу и воскресенье у Патриарха было 2 приема пищи. В праздник Благовещения, когда единожды в течение Великого поста разрешено вкушение рыбы, на обед подавалась икра паюсная, белуга и осетр сухие и пресносольные, кашку из стерляди, уху из карасей, пироги с рыбой и другую рыбную пищу, капусту, редьку, хрен, грибы, лапшу гороховую, горошек, орехи. Сходным был и ужин.

Таким образом, мы видим сочетание в течение седмицы Великого поста всех видов постного питания.

Но и в потреблении постной пищи должно соблюдать умеренность. Смягчение пищевых предписаний допускается для болящих, для занятых тяжелым физическим трудом и для тех, кто находится в пути. Пост также не распространяется на грудных детей. Святитель учит: «Кто принимает пищу и не может поститься, да подает обильную милостыню, да покажет непрестанную молитву, да имеет большую готовность к служению Слову Божьему. В этом не может ему препятствовать немощь тела. Да примирится с врагами своими; всякое злопамятство да отгонит от души своей».

В недавнем прошлом в советской атеистический и медицинской литературе пост критиковали как проявление опасного для здоровья религиозного фанатизма. В настоящее время именем христианского поста пытаются называть различные искусственные методы питания, голодание, разгрузочные диеты, вегетарианство и тому подобное. Бытует мнение, что православные посты имеют не только религиозно-обрядовое, но и диетическое значение. Это совершенно не верно! Прагматичная дието-профилактическая идея искусственно увязывается с духовной идеей поста как явления из области аскетики.

Так, сторонник нетрадиционного питания Г.Шаталова в своей книге «Формула здоровья и долголетия» (1992) рекомендует строгое соблюдение постов как разгрузочных дней, рассматривая пост как составную часть так называемого видового питания (вегетарианства с элементами сыроядения и разгрузочного питания. А врач Е.Рудова (1994) пишет: «В профилактике пост занимает центральное место, далеко опережая другие методы общественного оздоровления. Тот, кто постится, выигрывает дважды: сохраняет здоровье и экономит средства». Такой потребительский подход к посту просто игнорирует его основную суть и духовный смысл.

В 1992 году вышла книга Г.Малахова «Целительные силы», где он пишет: «Под постами подразумевается отказ от принятия любой пищи на определенный период времени. Употребление постной пищи во время поста есть нарушение этого понятия». Далее автор и вовсе начинает увязывать даты Великого поста с астрологией и «огненными знаками зодиака». Подобная мешанина из псевдонаучных рассуждений и грубых извращений сущности поста встречается, к сожалению, во многих книгах и статьях.

Как уже говорилось выше, количество постных дней в течение года превышает число дней скоромных. А поскольку большая часть постных дней допускает к употреблению только растительную пищу, то становится понятно, почему в старину русские, белорусы и украинцы не считали мясо основой своего рациона, в отличие от наших современников, оценивающих качество питания по мере доступности и ассортимента мясных и колбасных продуктов с их пищевыми добавками, консервантами, красителями и тому подобной химией.

В целом для здоровых трудоспособных людей оптимальным является именно смешанное питание с широким использованием свежих овощей, плодов и различных вегетарианских блюд, а также с весьма умеренным потреблением мясомолочных продуктов. Строгое соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов православных христиан.

Перейдем к медико-биологической оценке системы постного питания с позиций аллергологии.

В православном календаре дни строжайшего поста, когда не вкушается никакая пища, кроме воды, редки. Но их медико-биологическое значение для организма человека весьма благоприятно. По последним данным, именно одно- двухдневное воздержание от пищи становится своеобразным положительным стрессом, вследствие которого мобилизуются защитные силы организма, включаются его адаптационные и компенсаторные резервы. В результате активируются иммунная и эндокринная система, особенно деятельность надпочечников; вырабатываются собственные глюкокортикостероидные гормоны, подавляется аллергическое воспаление, усиливается регенерация тканей. Таким образом, при разгрузочно-диетическая терапия имеет место не «отдых» или «очищение» организма, а, скорее, его «встряска». В аллергологии кратковременное воздержание от пищи применяют при всех видах аллергических заболеваний.

При этом православный строжайший пост не имеет никакого отношения к системе голодания по П.Брэггу, Г.Шелтону или йоге. Всякое совпадение здесь может обнаружиться исключительно на терминологическом уровне, потому что ни мотивация, ни цели, ни приоритеты соблюдения поста и «чуда голодания» не имеют ничего общего. Каких только методик так называемых «входа в голод и выхода из голода» сейчас не предлагается! Но верующие люди проводят дни строжайшего поста без каких-либо подготовительных приемов, а по их завершении так же просто переходят к обыкновенной пище. При многодневных постах, включающих дни строжайшего поста, за такими днями обычно следует день поста с сыроядением (например, первая, Крестопоклонная и Страстная седмицы Великого поста).

Для большинства постных дней, установленных Православной Церковью, характерен «с ядением сварения с елеем» и пост «с ядением сварения», то есть вегетарианское и строго вегетарианское питание. Однако, во-первых, вне постных дней не запрещено есть мясо-молочные и иные продуктов животного происхождения. Кроме того, в течение постов существует немало дней, когда разрешается вкушение рыбы и рыбных продуктов. Таким образом, вегетарианское питание в практике православного поста не является постоянным, а только временным и прерывистым, что в свою очередь становится прообразом сбалансированного и гипоаллергенного питания.

Православное население славяно-русских республик редко страдало железодефицитной анемией, остеопорозом и другими заболеваниями, которые могут развиться у тех, кто совершенно исключает из рациона своего питания мясо и мясопродукты. Для пищевых рационов строгих вегетарианцев характерен недостаток полноценных белков и соответственно незаменимых аминокислот, витаминов B2, B12 и D , хотя содержание Ca, Fe, Cu, Zn количественно может быть достаточным, но усвояемость этих веществ из растительной пищи низкая. Однако эти же вещества прекрасно усваиваются с рыбой.

Рыба обладает высокой пищевой ценностью и по ряду показателей превосходит мясо животных. Это важный источник полноценного белка со сбалансированным составом незаменимых аминокислот. Метионина – аминокислоты, играющей большую роль в регуляции жирового обмена в печени, в рыбе больше, чем в твороге, – признанном источнике метионина. Сравнительно с мясом животных в рыбе почти в 5 раз меньше соединительной ткани. В этом причина того, что рыба быстрее, чем мясо, варится, жарится и легче переваривается в пищеварительном тракте. Белок рыбы усваивается лучше, чем мясной: в среднем на 95 % против 88 %. Содержание витамиов группы В в рыбе такое же или несколько меньше, чем в мясе животных, а витаминов А и D больше, особенно в печени рыб. В рыбе содержатся разнообразные минеральные вещества. Особенно богата рыба йодом, F1, Zn и другими микроэлементами. Особого внимания заслуживают рыбные жиры, которые в отличие от жиров животных легче перевариваются и обладают особой биологической ценностью, так как содержат специфические полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), которым придают большое значение в диетологии, аллергологии, диетопрофилактике атеросклероза и ишемической болезни сердца.

В жирах рыб содержатся такие ПНЖК, которых нет в подсолнечном, кукурузном и других широко употребляемых растительных маслах. ПНЖК рыб нормализуют некоторые стороны жирового обмена при атеросклерозе; положительно влияют на свертывающую и противосвертывающую системы крови, что важно в диетотерапии ишемической болезни сердца и атеросклероза сосудов головного мозга; способствуют снижению атопического дерматита при гипертонической болезни, нормализуют гормональных фон. Биологически активными ПНЖК богаты сельдь, скумбрия, ставрида, сардина, нототения, мойва, тунец, лосось, печень тресковых.

По пищевым предписаниям Церкви рыба и растительные масла относятся к постной пище. В медикобиологическом аспекте такое сочетание продуктов способствует сбалансированности разных ПНЖК в пище. Учение о сбалансированном питании сохраняет свое значение и в настоящее время., но некоторые его положения в последние годы подвергнуты пересмотру и уточнению. Это относится прежде всего к вытекающему из теории сбалансированного питания представлению об «идеальной пище», которая наиболее полно возмещает используемые организмом пищевые вещества и расход энергии. Признано, что постоянное питание «идеальной пищей» способствует метаболической гиподинамии – своеобразному снижению активности систем, обеспечивающих обмен веществ. Это явление можно условно сравнить с мышечной гиподинамией, связанной с низкой физической активностью и ведущей к детренированности мышц.

По мнению академика А.М. Уголева (1991), идеально сбалансированное питание создает такие комфортные условия для обмена веществ, которые не являются эволюционно подготовленной основой для оптимальной жизнедеятельности человека. В пределах коротких периодов времени (недель) отступления от сбалансированного «идеального питания» могут быть не только физиологичны, но и необходимы для поддержания высокого уровня активности органов и систем, обеспечивающих усвоение пищи. При этом правило равенства расхода и поступления пищевых веществ сохраняют свое значение для длительных периодов времени, что предупреждает возникновение болезней недостаточного и избыточного питания. Таким образом, с одной стороны, соблюдение пищевых предписаний постов вызывает отклонение от сбалансированного питания, а с другой, – для многих людей (например, больных крапивницей) эти отклонения не только не наносят ущерба здоровью, но являются целесообразными с учетом современных взглядов на значение периодической разбалансировки питания.

Научный сотрудник Института питания РАМН М.М. Гуревич (1990) пишет, что «посты грамотно готовили весь организм к смене времени года: Великий пост готовил его к лету, к переходу на новые продукты. Успенский пост – переход к осени, Рождественский – к зиме».

Согласно последним исследованиям Национальной академии питания США и, в частности, Аризонского центра питания и пищевой аллергии под руководством профессора Уильяма Джонсона, единственной рациональной системой питания на сегодняшний день признано именно система перемежающегося приема мясной и вегетарианской пищи, поскольку таким образом и пищеварительная, и иммунная системы человеческого организма получают естественную тренировку и комплексное оздоровительное воздействие. Но, в таком случае, можем ли мы назвать какую-нибудь иную более совершенную систему такого питания, чем постовые предписания Православной Церкви, вырабатывавшиеся в течение тысячелетий по Божественному откровению и апробированные миллионами христиан во все времена по всей земле? Воистину знаменательны слова Боговидца Моисея, запечатленные в книге Второзаконие: «заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?». и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» ().

Пищевые предписания во время поста напоминают гипоаллергенную диету. Учитывая, что большинство дней в году – постные, то и система православного постного питания в целом носит гипоаллергенный характер. По статистике аллергическая заболеваемость была в России крайне низкой. Согласно данным первого русского аллерголога В.П.Силича (1868 год) заболевание рецидивирующей крапивницей и атопическим дерматитом – казуистика; бронхиальная астма – 2-3 случая на 100 000 населения; полиноз – 2-4 случая на 100 000 населения, экссудативно-катаральный диатез – казуистика у детей. В настоящее время только лишь в Минске насчитывается около 50 000 случаев бронхиальной астмы.

По наблюдениям, из 200 моих пациентов, страдающих бронхиальной астмой всех форм, только 15 являются православными христианами. И у всех них во время постов наблюдается уменьшение количества приступов, нет четко очерченных приступов. Приведу очень знаменательный пример: практически все специалисты-аллергологи единодушно опасались ухудшающего влияния дыма, возникающего от сгорания ладана во время каждения в церкви, на больных бронхиальной астмой. Но тщательнейшие наблюдения показали, что приступов удушья в этих случаях не бывало никогда! Более того: для больных всегда наступало облегчение их состояния. Также и среди православных подростков, страдающих атопическим дерматитом, ухудшение состояния в дни поста не наблюдается.

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

Временное воздержание от пищи практикуется во многих религиях мира и в каждой из них по этому поводу существуют определенные правила. В православии Великий пост начинается сразу после масленичной недели и отличается особой строгостью. Во времена государственной борьбы с религией научная пропаганда называла пост вредным атавизмом прошлого, которое способно нанести серьезный вред здоровью. Однако верующие продолжают считать пост полезным не только для духа, но и для тела. Мы выяснили, как требования поста отвечают правилам современной научной диетологии.

Постный рацион.

Давно известно, что рацион, который можно назвать здоровым, должен включать в себя много овощей и сложных углеводов. Великий пост приходится на весну, поэтому основные продукты этого поста - соления и варения из овощей и фруктов, а также морковь, лук, капуста, свекла, консервированный зеленый горошек и другие бобовые, яблоки, апельсины, сухофрукты и орехи. Существует множество различных блюд, которые можно приготовить используя эти и другие продукты.


Лечебное голодание.

Современные диетологи утверждают, что краткосрочные разгрузочные периоды просто необходимы для нормального функционирования пищеварительной и выделительной системы. Это позволяет вывести из организма токсины, которые накапливаются там во время бесконтрольного потребления еды. Принципы поста вполне соответствуют этому аспекту правильного питания - в нем есть дни, в которые еда запрещена вовсе. С точки зрения медицины, такая встряска пойдет организму на пользу в любом случае.


Психологическая установка.

Религиозный пост в любой религии мира ставит на первый план прежде всего духовное очищение. С точки зрения современной психологии такая установка может принести гораздо больше пользы, чем точное следование правилам. Это значит, что сам отказ от обильного питания может значительно изменить жизнь человека за счет глубинного пересмотра пищевых привычек.


Потребность и необходимость.

И растительная и животная пища одновременно содержит в себе набор разных веществ, в которых мы испытываем потребность. Пост требует от постящегося отказа от «скоромных» продуктов: мяса, рыбы и масла. Однако пост не запрещает употреблять в пищу их аналоги - бобы, овощи и фрукты. Единственным не слишком полезным нюансом строгого соблюдения поста является отказ верующих от масла. Таким образом организм лишается необходимой энергии и жирных кислот для нормального функционирования организма. Постной альтернативой маслам являются орехи, содержащие большое количество жирных кислот.


Белковый пост.

Сегодня многие немного модифицируют традиционный пост, отказываясь только от мяса. В таком случае вам может помочь рыба самых разных сортов, а также морепродукты и морская капуста. В весенний пост такая диета будет особенно полезна, благодаря повышенному содержанию кальция, белка, минералов и витаминов. Если же вы поститесь по всем правилам, то стоит обратить внимание на бобы, фасоль, орехи, семечки, сою и горох.


Дата публикации: 29.01.17

Со времен крещения Руси весь православный люд веками соблюдал многодневные посты с целью очищения духовного и физического. Со временем люди стали замечать очевидную пользу от постов, поскольку они приходились сразу после праздничных застолий и способствовали разгрузке организма после обильных угощений и возлияний.

Тема пользы и вреда поста для здоровья — весьма обсуждаемая и востребованная в среде верующих. Постараемся рассмотреть ее в физиологическом разрезе, избегая, однако, видеть ее лишь с точки зрения постной диеты. Что ждут верующие от поста, как он отражается на здоровье?

Что говорят и пишут о посте.

Тема христианского пищевого поста — довольно открытая и активно обсуждаемая, свое мнение активно высказывают священнослужители, врачи, обычные журналисты. Часто при этом их концепции восприятия поста и способ подачи информации изначально ориентируют читателя неправильно, выводя его из вопросов спасения души и переключая его на вопросы диетологии. К сожалению, этот подход можно встречать довольно часто, особенно, когда к обсуждению темы подключаются так называемые «православные врачи». Как правило, эти люди никакого духовного образования не имеют, в религиозных вопросах глубоко не разбираются и стараются представить вопрос со своей, сугубо медицинской точки зрения. В самом деле, в трудах православных авторитетов встречаются упоминания о том, что постное питание позволяет поддерживать бодрость духа, проясняет мысли, облегчает молитву. Однако в этих словах нет ничего о том, что пост якобы служит средством оздоровления организма. Православные христиане прибегают к посту по другим мотивам.

Духовная польза поста

При обращении к теме поста необходимо всегда помнить, что его духовная составляющая является основной. Главная цель православного поста — вернуть контроль над своими страстями человеку, расслабленному обыденной суетой, чтобы вернуть себе осознание того, что жизнь складывается не только из удовлетворения различных потребностей (физиологических, душевных и проч.). Часто в обыденной жизни, наполненной событиями и впечатлениями, люди попадают во власть какой-нибудь страсти, которая очерствляет их, приводит к потере самоконтроля и трезвой оценки своего духовного состояния. В этих условиях пост действует отрезвляюще.

Базовые потребности человека, такие как, в еде, в питье, в одежде, в жилище и т.д. не являются изначально греховными и вполне естественны. Однако злые духи находят средства осквернить всякое действие человека и превратить естественную потребность в греховное увлечение. Нередко приходится видеть уже и без того обремененных весом людей, большая часть времени дня которых посвящена бесконечному жеванию, наполнению желудка вредными для здоровья продуктами и т. д. А посмотрите на жалкий вид алкоголиков, от этого душевного недуга страдает значительная часть населения России — не надо ходить далеко за примером. На примере алкоголизма можно видеть, как человек, созданный по образу Божию, превращается в раба постыдной страсти, которая не дает ему совершить никакое духовное движение. Глядя на таких людей, мы должны сокрушаться и благодарить Бога за то, что он не попустил и нам самим впасть в такое жалкое состояние. Возможно, именно пост помогает многим православным христианам избегать такого порабощения.

Соблюдая пищевые ограничения поста, нам не следует забывать о необходимости отказа от других привычек, которые расслабляют внимание человека и отвращают его от православной духовной жизни: супружеские отношения, посещение увеселительных мероприятий, просмотр фильмов и телепрограмм, чтение литературы, просмотр интернет-сайтов развлекательного содержания.

Есть ли польза постного питания для здоровья?

Нельзя полностью исключать возможное полезное влияние постного питания на здоровья. Однако эти факты имеют скорее частное значение, и о них нельзя говорить, как о неких закономерностях. Рассмотрим некоторые аспекты воздействия поста на здоровье человека.

1. Постное питание и вес.

Скоромные (непостные) продукты (например, мясо, сало, сливочное масло, сыр и т. п.) часто являются высококалорийными. Поэтому чисто теоретически их исключение из рациона может приводить к общему снижению поступления энергии в организм. Рассуждая об этом, нужно помнить, что постящиеся люди обычно заменяют эти продукты другими, часто также высококалорийными — хлеб, крупы, сладости и проч. Конечный итог такого поста может быть разным в каждом конкретном случае. Некоторые люди, особенно постящиеся строго действительно снижают вес во время постов. Однако в других случаях происходит обратное — и постники на самом деле «поправляются». Это — лишь наблюдение, не претендующее на строгие статистические выводы, однако, оно показывает, что пост нельзя считать универсальным средством для похудения.

2. Постное питание и иммунитет.

Имеются свидетельства врачей о том, что чередование рациона в течение года (пост — нет поста) повышает сопротивляемость организма, улучшает состояние иммунной системы. Они утверждают, что физиологический стресс, который вызывается постом, мобилизует защитные силы организма.

3. Пост и общее состояние организма.

Пища с высоким содержанием животных жиров, белков создает большую нагрузку на пищеварительную систему человека. Необходимо учесть также снижение качества продуктов в нашей стране в последние годы. В частности, мясных животных сегодня все больше выращивают с применением гормонов, тяжелых антибиотиков. Все эти ненужные человеку продукты попадают через пищеварительную систему в организм человека, вмешиваясь в обмен веществ. Когда человек освобождает себя от этого «бремени», можно предполагать, что системы организма будут страдать меньше.

Тем не менее, к посту надо подходить очень осторожно людям без соответствующего опыта. Известны случаи, когда люди, только начавшие христианскую жизнь, бросаются в «омут» поста с головой, не рассчитывая свои силы. Мне рассказывали об одном молодом человеке, который опрометчиво определил для себя строгий пост, состоящий из употребления только хлеба и воды. Через несколько недель его доставили на скорой помощи в реанимацию, так как его организм не был приучен к посту, и строгое ограничение в пище оказалось для него слишком неподъемным трудом. Если бы юноша вначале посоветовался со священником, которому известно его физическое состояние и духовный опыт, тот бы наверняка отговорил его от такого непосильного «подвига». Определенное преимущество в исполнении требований православного оста имеют дети, выросшие в семьях добропорядочных христиан, которые приучают детей к периодам воздержания в пище с раннего возраста.

4. Негативные последствия поста для организма.

Когда человек вступает на путь исправления, очищения души, никто не обещает ему, что дорога будет легкой. Все это относится также и к посту, его последствиям для организма. Смена рациона — это всегда стресс, прежде всего для пищеварительной системы (особенно желудок, кишечник, желчный пузырь). Больные желудочно-кишечными заболеваниями могут отмечать вначале поста признаки дисбиоза, синдрома раздраженного кишечника. Организму может потребоваться время, чтобы привыкнуть к постной пище. Таким людям желательно заранее готовиться к посту, входить в него постепенно. Возможно, именно для этого Православная церковь предусмотрела перед Великим постом Мясопустную седмицу («Сырная неделя»), когда верующие уже отказываются от мясных продуктов. Кроме желудочно-кишечных расстройств, ограничение в определенной пище может влиять и на другие системы организма. Например, у некоторых женщин в период поста прекращаются месячные. С точки зрения организма это — вполне рациональный выход, ведь половая жизнь в пост также запрещена и потому зачатие не предвидится. Однако из этого очевидно, что в посте участвует весь организм, и потому в этот период надо относиться к своему здоровью внимательнее. Немощное состояние организма, при котором человек едва может ходить — именно то, к чему стремились многие христианские подвижники (см., например, житие преподобного Кирилла Белоезерского). Однако к такому подвигу нужно быть готовым и обязательно иметь благословение духовника.

5. Пост по медицинским показаниям.

В некоторых случаях пост может быть лекарством не только для духа, но и тела в самом прямом смысле. Это касается людей, системы организма которых плохо переносят белковую пищу. В первую очередь это относится к больным различными почечными заболеваниями. Компетентный врач-эндокринолог будет искренне рад за пациента с болезнью почек, который решает ограничить прием животного белка в понедельник, среду, пятницу и в многодневные посты. Эти периоды воздержания от тяжелой пищи становятся временем отдыха и восстановления ослабленной выделительной системы. Периоды ограничения в пище показаны также во многих случаях больным аллергическими заболеваниями. Большая часть аллергиков вынуждены отказываться от определенных продуктов постоянно, и это — тоже в какой-то мере форма поста. Однако и короткие периоды лечебного голодания служат хорошим стимулятором для иммунитета больного человека: при этом активизируется деятельность надпочечников, повышается выработка глюкокортикостероидных гормонов, подавляющих аллергические воспалительные процессы.

Пост — непростой период в жизни православного человека, который позволяет понять свое истинное духовное состояние. Для здоровья некоторых людей режим поста может оказаться слишком тяжелым испытанием, для них Церковь делает послабления. Однако не стоит пренебрегать постом, ведь этот период — хорошая возможность навести порядок в душе, повод взяться за исправление хотя бы одного из своих недостатков.

Почему хотя бы на время отказываться от продуктов животного происхождения необходимо для здоровья? Что может быть плохого в грибах или капусте? Какие заболевания позволяет предотвратить воздержание от мяса и молока? Как поститься беременным? Нужно ли лишать детей поста? Об этих и других аспектах «постной темы» рассказывает терапевт Наталья Юрьевна Тарасова.

Вредное мясо

Беседу о посте хотелось бы начать словами святителя Василия Великого, говорившего, что пост охраняет младенца, уцеломудривает юного, делает более красивым старца.
С точки зрения медицины, здоровье человека определяется двумя важными факторами: образом жизни человека и рационом его питания. Поэтому, на мой взгляд, пост, каким бы он ни был, положительно сказывается на человеке. Ведь в его основе лежит отказ от самых вредоносных продуктов: животного белка и жиров.
Пост играет главенствующую роль, прежде всего, в профилактике таких серьезных заболеваний, как гипертоническая болезнь, опухолевые и сердечно-сосудистые заболевания. В чем основная причина этих недугов? Это поражение сосудистых стенок, а также склеротические процессы. Атеросклероз – хроническое заболевание артерий, выражающееся в утолщении, уплотнении их стенок, в появлении так называемых атеросклеротических бляшек. Причиной развития этих бляшек является избыток холестерина, которого очень много в продуктах животного происхождения. Поэтому, когда мы постимся, то есть исключаем из рациона продукты животного происхождения (к ним относится и молоко) и включаем больше растительных, мы опосредованно снижаем уровень холестерина в крови и, следовательно, замедляем или останавливаем процесс образования атеросклеротических бляшек. При этом не будем забывать, что в самой растительной пище содержится аминокислота, которая благотворно влияет на снижение холестерина.
Еще один важный фактор – соевые продукты, которые нередко употребляются во время поста. Они способствуют снижению секреции холестерина в печени, что ведет и к снижению общего уровня холестерина.
В нашей обычной жизни нам не хватает овощей, салатов, традиционной зелени: петрушки, укропа, зеленого лука… Мы стараемся больше есть мяса, колбасы, солений, копченостей – всё то, что усугубляет последствия нашего, как правило, пассивного образа жизни, сказывается на обмене веществ, приводит к развитию ожирения и атеросклеротического процесса. А значит, и к развитию таких грозных заболеваний, как инфаркты, инсульты. Пост хотя бы на какое-то время прерывает эти негативные процессы.
Повторюсь: с медицинской точки зрения, если человек соблюдает наши традиционные святые посты, это очень положительно сказывается на его самочувствии, на его здоровье. И если бы мы в повседневной жизни как можно больше ели тех продуктов, что обычно употребляем в пост, это бы на 90% улучшило показатели здоровья и снизило бы риски развития опасных заболеваний.

Начнем с главного: с ограничений в питании



Понимая, что пост добродетель, и не очень здоровый человек сможет его понести с большой пользой и для своего физического состояния
Мы, врачи, знаем многих людей, которые на себе ощутили пользу воздержания. Я никогда еще не наблюдала вреда от поста. Пост нам во благо еще и потому, что это внутреннее духовное делание. Постясь, человек осознает, что этим он угождает Богу. А человек обязательно должен уяснить для себя, зачем и для чего он постится. Без веры пост будет труден и тягостен, если вообще будет возможен. Этим пост отличается от диет, которыми сегодня все так увлечены: у диет и поста разная цель. Понимая же, что пост добродетель, и не очень здоровый человек сможет его понести с большой пользой в том числе и для своего физического состояния.
Даже при таких тяжелых недугах, как онкологические заболевания, тяжелые инфекционные заболевания, тяжелые поражения печени (цирроз печени) я чаще видела реальное улучшение самочувствия у тех больных, которые прибегали к посту. Так, без всяких препаратов, только потому, что больной постился, уже спустя несколько недель мы наблюдали снижение ферментативной активности печени: приходили в норму показатели АЛТ, АСТ и холестеринового обмена. А ведь одним из факторов ожирения печени является нарушение именно обменных процессов.
У одной из моих пациенток был рак четвертой стадии. Несмотря на тяжесть заболевания, на то, что она проходила курсы химиотерапии, она всегда соблюдала пост, будучи очень верующим человеком. Никаких нарушений общего состояния у нее я при этом не наблюдала. Более того, врачи вынесли ей приговор, но она, благодаря своей духовной силе, жила долго с таким страшным диагнозом и дарила радость своим близким.
На приеме я всегда говорю пациентам: «Давайте начнем с самого главного: с ограничений в питании». У больных, которые исключают из рациона пищу с повышенным содержанием углеводов, мучную пищу, пищу с большим количеством животных жиров и переходят на вегетарианское питание, нормализуется уровень сахара, холестерин, давление. Таким больным мы также рекомендуем определенную физическую активность, потому что гиподинамия – страшнейший недуг. Вот и выходит, что возможно лечение в начальной стадии заболевания без применения какой-либо медикаментозной терапии! В моей практике таких случаев очень много.
Когда ко мне приходит больной с повышенным содержанием сахара в крови, я понимаю, что, с одной стороны, это могут быть минимальные изменения по типу нарушения толерантности углеводов, с другой стороны, это может быть впервые выявленный сахарный диабет. Я стараюсь не прибегать сразу к применению препаратов, которые снижают сахар. Выясняю, каков рацион этого человека, что он чаще всего употребляет в пищу, и предлагаю ему перейти на постное питание. Так мы добиваемся прекрасных результатов.

Благословение на пост

Мне непонятны те, кто, считая себя христианами, говорят о посте: «Не могу», «Не хочу». Мне кажется, это от маловерия.
Не согласна я и с подходом, когда люди (особенно с началом Великого поста) решают совместить пост с диетой, чтобы похудеть. Я абсолютно это не приветствую. Повторюсь: пост и диета принципиально разнятся! Надо разграничивать эти понятия.
И еще важный момент: мы, верующие люди, должны вступать в пост с благословения. Приведу пример из моей жизни. После перенесенной операции я сомневалась: могу ли я понести пост, выдержу ли? Обратилась за благословением к нашему батюшке отцу Тихону: он благословил недельку поголодать. Вроде бы тяжелую болезнь перенесла, операцию, но батюшка благословил – и я попостилась. И оказалось, что этим облегчила себе послеоперационный период. Хотя чему же тут удивляться: когда делаешь что-то с благословения, тебя поддерживает Сам Господь.

Мера во всем



В пост мы исключаем из своего рациона все мясное (а в определенные посты и рыбное), молочное, яйца. Употребляем пищу неживотного происхождения, то есть растительную, иногда позволяя себе рыбу. Но чтобы пост прошел с пользой для здоровья, надо помнить о мере. При употреблении в большом количестве зелени и овощей, особенно сырых, может развиться дискинезия желчевыводящих путей, возникнуть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта. Пищу надо принимать так, чтобы не возникало чувства переполнения желудка, чувства перенасыщения, какого-то дискомфорта. Даже растительная пища должна приниматься сбалансированно.
Кроме того, нужно обязательно включать в рацион каши: овсяную, гречневую, рисовую, пшенную. Овсянка – очень полезная каша. Наши предки делали из овсяной муки закваску, которая справлялась с инфекциями безо всяких антибиотиков. Люди так лечились даже от столь грозной и тяжелой кишечной болезни, как дизентерия.
Если человек, подхватив инфекционное заболевание, правильно питается, то это на половину, если не на 90%, способствует реальному улучшению его самочувствия.
Обязательно надо употреблять продукты, богатые клетчаткой. При этом советую включать в рацион такие, в которых содержится клетчатка, более легкая для усвоения: брокколи, брюссельскую капусту – они очень полезны. А вот, к примеру, белокочанную капусту человеку с таким заболеванием, как язвенная болезнь желудка, надо поменьше есть, потому что особенно квашеная капуста в большом количестве может вызвать обострение этой болезни.

Молочные и грибные баталии



В период поста многие просят батюшек разрешить им пить молоко. О молоке сейчас много споров. С одной стороны, молоко полезно, с другой – всё-таки оно является одним из факторов образования и развития опухолевых процессов. Его рекомендуют использовать в рационе не так часто и в очень небольших количествах.
Если у кого-то обострение заболевания в период поста, значит, надо пересмотреть его рацион постных продуктов, уменьшить количество клетчатки, исключить квашения, частично – соленые овощи (особенно если у человека сопутствующая гипертоническая болезнь). Для достижения нормального уровня артериального давления рекомендуется включать в рацион не более 3 граммов соли.
Я всегда советую в период поста есть поменьше солений. Если есть возможность – лучше употреблять свежие овощи, во всяком случае печеные, и обязательно добавлять в рацион каши.
А как быть с грибами? Мы знаем, что часто грибы заменяют нам мясные продукты, поскольку грибы тяжело перевариваются – в течение 7–8 часов – и, когда человек их употребляет в пищу, он насыщается на долгое время. Но мы должны понимать, что грибы не всем разрешены. Искусственно выращенные грибы типа вешенок, шампиньонов хороши в небольших количествах. Они мягкие и хорошо переносятся, а вот в большом количестве – лучше не надо.

Витамины и споры вокруг сыроядения



Какие из постных продуктов содержат максимум витаминов и минералов? Они есть в том или ином количестве во всех фруктах и овощах. В бананах, например, большое количество калия, магния, кальция, что необходимо для сердечно-сосудистой системы. Очень полезна овсяная каша с небольшими ломтиками банана.
Все зеленые продукты растительного происхождения содержат такой важный компонент, как аргинин. В лимонах, квашеной капусте, черной смородине значительное количество аскорбиновой кислоты – важного компонента для поддержания иммунной системы. Клюква, брусника – продукты, которые обладают и мочегонным, и противовоспалительным эффектом и очень полезны в качестве противовоспалительного лечения при заболевании мочевыводящей системы и почек. Продукты типа киви, граната хороши для кроветворной системы.
Не менее важен вопрос: как есть фрукты и овощи? надо ли их подвергать тепловой обработке? Модная тема сегодня - сыроядение. Могу сразу сказать, что для людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта сыроядение не полезно. Лучше всего продукты подвергать легкой обработке. Допустим, картофель полезнее есть печеным, другие овощи тоже лучше не варить, а запекать или тушить.
Такие продукты, как фасоль, чечевица, горох, богаты белком. Это азотистые активные продукты, они тоже очень полезны, но есть заболевания, при которых их рекомендуется есть в очень ограниченном количестве. Например, подагра.
Ну и общий совет: если у вас наличествуют какие-то заболевания, то прежде, чем начать пост, особенно если вы поститесь в первый раз, проконсультируйтесь о рационе с врачом.

Как быть с усталостью и недомоганием



Бывает, что человек постом чувствует общее недомогание, слабость. Люди, которые постятся постоянно, таких проблем не испытывают. Когда человек впервые с этим сталкивается, он может проконсультироваться с врачом, и лучше, если врач будет верующий, будет понимать, зачем нужен пост с духовной точки зрения и как поддержать пришедшего к нему за советом человека.
Состояние недомогания совершенно объяснимо, потому что во время поста мы ограничиваем употребление того, к чему привыкли. Даже если маленькому ребенку ты не захочешь купить игрушку, у него сразу испортится настроение. То же самое происходит и со взрослым человеком, когда перестаешь давать ему то, к чему он привык. Привык он есть мясо, да еще по килограмму за раз, а тут – нет мяса! У него сразу ухудшается настроение. Поэтому мы должны понимать, зачем мы постимся, к чему мы приходим. Если мы осознаем, что наша основная задача – духовно подрасти, духовно окрепнуть, мы поймем, что пост – это добродетель, и все свои немощи будем переносить абсолютно спокойно.
Еще одна проблема: некоторые, вспоминая о том, что скоро начнется пост, говорят себе: «Надо наесться перед постом!» – и начинают есть всё подряд. Это тоже плохо. Надо обязательно подготовиться: за неделю до начала поста желательно постепенно ограничивать себя в продуктах, а за день-два можно поголодать – немножко очистить организм. Можно принимать активированный уголь, он очень хорошо выводит шлаки и токсины.
Когда мы резко переключаемся на что-то, это всегда стресс для организма. А стресс ведет к вегето-сосудистой реакции, к усталости и т.д. Поэтому всё надо делать планомерно.
Отменять пост, когда себя плохо почувствовал, нельзя. Другое дело, когда человек не готов к посту в принципе, но это дело не врача, а духовника.

Пост и беременность



Я несколько лет проработала в женской консультации и знаю, насколько это приятное для женщины состояние может быть и очень тяжелым. Особенно первые три месяца беременности, когда у многих женщин развивается токсикоз. В этот период возникают самые неприятные ощущения, вплоть до непрекращающихся рвот. Советовать беременным поститься в этот период надо, понимая, что с ними происходит. Если беременность проходит патологически, если появляются отклонения от нормы, то перед тем, как начать поститься, надо обязательно посоветоваться с лечащим врачом. Если беременность большей частью проходит физиологически, то поститься вполне можно.
Кстати, сейчас я часто встречаюсь с тем, что будущие мамы к беременности относятся как к какой-то патологии. Для них это не радость, а безумный страх. Они начинают ходить к врачам чуть ли не каждый день, глотать пилюли… Они боятся, что не смогут доносить ребенка. Но беременность – это нормальный физиологический процесс, не надо об этом забывать. Но и помнить нужно, что всё зависит от воли Божией. Ни один волос не упадет с головы человека без воли Божией. Если суждено чему-то случиться, оно случится.
Надо с радостью принимать свою беременность, переносить ее с верой. Исповедоваться, причащаться, поститься, жить так, как жила раньше. Единственное, в чем можно себя ограничить, это в излишнем употреблении мяса, жареных блюд, соленых продуктов. Не есть, что хочется, а стараться разумно ограничивать себя, побольше находиться на свежем воздухе и радоваться жизни.
Чаще причащайтесь в период беременности, потому что то, что от Бога, должно и идти по-Божьи
Многие батюшки советуют своим чадам почаще причащаться в период беременности, потому что то, что от Бога, должно и идти по-Божьи. Пост всегда от Бога. Я категорически не согласна с тем, что во время беременности нельзя поститься. Другое дело, когда это состояние становится болезненным – в этом случае только вместе с акушером надо принимать решение.

Почему пост для всех возрастов



Терапевт Наталья Юрьевна Тарасова
Хочется привести слова нашего всеми любимого батюшки отца Иова (Гумерова). Когда я спросила его о том, можно ли поститься детям, он сказал, что дети, как цветущие растения, орошаются водой поста.
Если детишки совсем маленькие, они не постятся, но с 7 лет дети уже осознанно, следуя примеру родителей, могут поститься. Я не раз спрашивала семинаристов, особенно из священнических многодетных семей, как у них решался «постный вопрос» для детей. Они рассказывали: матушка готовит постные блюда, все постятся, так что сам вопрос никогда не стоит. Конечно, если папа ест, как попало, и мама ест, как попало, а ребенка пытаются заставить поститься, ничего хорошего не выйдет. Ребенок должен обязательно брать пример с родителей.
Я сейчас своим малышам читаю жития святых. Когда они слышат, какие муки претерпевали Борис и Глеб за послушание Богу, то понимают, что пост – это маленькая добродетель, гораздо меньшая дань любви Господу, чем та, которую приносили святые. Я всегда говорю детям: не забывайте, что всё, что с нами происходит, – происходит только по милости Божией. Если мы научимся благодарить Бога, если мы научимся любить Бога, Он нам всегда поможет, Он всегда будет с нами.
Так что мне кажется, у поста не должно быть возраста. Пост – для всех, потому что это чисто духовное делание. Если мы ходим в храм, молимся, причащаемся, а пост не в силах нести, мы не будем духовно расти. А расти мы должны так, как исконно наставляли наши святые. Но и одного поста для духовного роста недостаточно, а нужно, как учил святитель Игнатий (Брянчанинов), и терпение, смиренное претерпевание немощей и страдания – нашего нездоровья, телесных недугов.
Сейчас значительно выросло число онкологических больных, безобразная экологическая обстановка, возникает очень много новых заболеваний, которые толерантны к современной терапии, в стране экономический кризис… Но, тем не менее, когда человек живет с Богом, соблюдая пост, молитву, причащение, он всё может пережить, даже самые тяжелые времена.

Как правильно войти в пост и выйти из него



Очень часто мы сталкиваемся с тем, что люди перед постом наедаются и первые 10 дней поста просто страдают: начинается тошнота, упадок сил, головокружение, какие-то сосудистые катаклизмы. В состояние воздержания лучше входить постепенно, спокойно, за несколько дней до начала поста ограничить себя в животных белках, отказаться от мяса, постепенно отказываться от молочных продуктов. Постарайтесь больше включать в свой рацион каш, супов и вторых блюд из овощей. Людям, которые в обыденной жизни соблюдают пост в среду и пятницу (а многие и в понедельник), вхождение в длительные посты дается легко.
Так же постепенно надо и выходить из поста. Наш батюшка советует (обычно это касается жестких постов, особенно Великого, когда мы можем несколько дней первой недели практически ничего не вкушать), выходя из поста, сначала выпивать полкружки овощного бульона, а потом уже понемногу есть и скоромное.
Вступившим в Рождественский пост я хотела бы пожелать, чтобы они хорошо пост перенесли, чтобы почаще ходили в храм, исповедовались, причащались. Это должно быть праздником для человека – попоститься, особенно когда постится вся семья. Каждый из нас проходит свою жизнь суетно, а в пост ты укрепляешься в духовном делании.
Тем же, кто решил держать пост аскетически, нужно взять на это благословение духовника. Когда есть благословение, любое деяние – добродетель!
Пост – это укрепление в вере. Пост – это великая сила, помогающая нам оставить свои привычки, похоти, свои желания без разбора кушать всё подряд и в какой-то степени способствующая исцелению.

gastroguru © 2017