Выбор читателей
Популярные статьи
Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.







Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.


Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

Даже исполнители казни, — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.
Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».
Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53 , 12).
По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь иудейский «, и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский».
Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».



Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Псал. 21 , 19).
Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».
Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».
По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».
Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: «Помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем !»
Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: "истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю"


При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!
Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой «. Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя «. С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.
Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.
Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец-страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.
Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: «Или, Или! лима савахфани !» то есть «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.
Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: «вот, Илию зовет Он». А другие говорили: «посмотрим, придет ли Илия спасти Его».
Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: «Жажду». Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.
Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.
Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: «истинно, человек этот был Сын Божий». А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.





М. Шагал. Белое распятие. 1938 г







Положение во гроб. (икона критской школы)
Одним из главных событий Страстей Христовых является распятие Иисуса Христа, завершившее земную жизнь Спасителя. Сама казнь через распятие являлась древнейшим способом расправы с самыми опасными преступниками, не являвшимися римскими гражданами. Самого Иисуса Христа официально казнили за покушение на государственное устройство Римской Империи - Он призывал отказаться от уплаты налогов Риму, объявил себя Царём Иудейским и Сыном Божьим. Само распятие было мучительной казнью - некоторые приговорённые могли провисеть на кресте целую неделю, пока не умирали от удушения, обезвоживания или потери крови. В основном, конечно, распятые умирали от асфиксии (удушения): зафиксированные гвоздями раскинутые руки не позволяли отдыхать мышцам брюшного пресса и диафрагме, вызывая отёк лёгких. Большинству осуждённых на распятие для ускорения процесса перебивали голени на ногах, вызывая тем самым сверхбыстрое утомление этих мышц.
На иконе Распятие Христа видно: крест, на котором казнили Спасителя, был необычной формы. Обычно для казни использовали обычные сваи, Т-образные столбы или же косые кресты (на кресте такого типа был распят апостол Андрей Первозванный. за что эта форма креста и получила название "андреевский"). Крест же Спасителя по форме напоминал летящую вверх птицу, говоря о скором Его Вознесении.
При Распятии Христа присутствовали: Богоматерь Дева Мария. апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова; два разбойника, распятых по левую и правую руку Христа, римские солдаты, зеваки из толпы и первосвящениики, насмехавшиеся над Иисусом. На образе Распятия Христа чаще всего изображают предстоящих Ему Иоанна Богослова и Деву Марию - распятый Иисус обращался к ним с креста: Он велел юному апостолу заботиться о Богородице как о своей матери, а Богоматери - принять ученика Христа как сына. До самого успения Богородицы Иоанн чтил Марию как свою мать и ухаживал за ней. Иногда мученический крест Иисуса изображается меж двух других распятий, на которых распнуты два преступника: благоразумный разбойник и безумный разбойник. Безумный разбойник поносил Христа, и издеваясь, спрашивал Его: "Что же ты, Мессия, не спасёшь Себя и нас?" Благоразумный же разбойник урезонивал своего товарища, говоря тому:"Мы осуждены за дело, Он же страдает невинно!" И, обратившись к Христу, произнёс: "Помяни меня, Господи, когда окажешься в Цаостве Твоём!" Иисус ответил благоразумному разбойнику: "Истинно, истинно говорю тебе - будешь ты со Мной в Раю!" На образах Распятия Христа, где присутствуют два разбойника, угадать кто из них безумный. а кто благоразумный достаточно просто. Бессильно склонённая голова Иисуса указывает в ту сторону, где находится благоразумный разбойник. Кроме того, в православной иконографической традиции на благоразумного разбойника указывает поднятая вверх нижняя перекладина креста Спасителя, намекая о том, что этого раскаявшегося человека ждало Царство Небесное, а хулителя Христа - ад.
На большинстве икон Распятия Спасителя мученический крест Христа стоит на вершине горы, а под горою виден человеческий череп. Иисуса Христа распяли на горе Голгофе - по преданию, именно под этой горой старший сын Ноя Сим захоронил череп и две кости Адама, первого человека на Земле. Кровь Спасителя из ран Его тела, попав на землю, просочившись сквозь почву и камни Голгофы, омоет кости и череп Адама, тем самым смыв первородный грех, лежавший на человечестве. Над головой Иисуса табличка "I.Н.Ц.I" -"Иисус Назорянин Царь Иудейский". Считается, что надпись на этой таблице сделал сам Понтий Пилат, преодолевший противление иудейских первосвященников и книжников, считавших, что этой надписью римский префект Иудеи окажет небывалую честь казнённому. Иногда вместо "I.Н.Ц.I" на табличке изображают другую надпись - "Царь Славы" или же "Царь Мира" - такое свойственно для работ славянских иконописцев.
Иногда встречается мнение, что Иисус Христос умер от удара копьём, проткнувшего Его грудь. Но свидетельство евангелиста Иоанна Богослова говорит об обратном: Спаситель умер ещё на кресте, перед смертью выпив уксуса, который на губке ему поднесли издевающиеся римские солдаты. Двум разбойникам, казнённым вместе с Христом, перебили голени для быстрого их умерщвления. А тело мёртвого Иисуса сотник римских солдат Лонгин проткнул своим копьём, чтобы убедиться в Его смерти, оставив кости Спасителя неповреждёнными, что подтвердило древнее пророчество, упомянутое ещё в Псалтире: "Ни одна из костей Его не сокрушится!" . Тело Иисуса Христа снял с креста Иосиф Аримафейский, знатный член Священного Синедриона, втайне исповедовавший христианство. Раскаявшийся сотник Лонгин вскоре принял христианство и позднее был казнён за проповеди, славящие Христа. Святого Лонгина причислили к лику мучеников.
Предметы, так или иначе участвовавшие в процессе Распятия Христа стали священными христианскими реликвиями, называемыми Орудиями Страстей Христовых. К ним относят:
Каждый раз, осеняя себя крестным знамением, мы рисуем в воздухе изображение креста, с благоговением и невыразимой благодарностью вспоминая добровольный подвиг Иисуса Христа, своей земной смертью искупившего первородный грех человечества и даровавшего людям надежду на спасение.
Иконе Распятие Христа молятся о прощении грехов, к ней обращаются с покаянием.
Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.








Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.


Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

Распятие Христа – Верхнерейнский мастер
Даже исполнители казни, – обыкновенно, люди жестокие, – не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.
Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: “Отче! прости им, потому что они не знают, что делают”.
Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: “и к злодеям причтен был” (Ис. 53 , 12).
По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: “Иисус Назорей Царь иудейский “, и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: “не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский”.
Но Пилат ответил: “что я написал, то написал”.



Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: “не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется”. И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: “разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий” (Псал. 21 , 19).
Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: “Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста”.
Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: “Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын”.
По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: “если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого”.
Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: “если Ты Христос, спаси Себя и нас”.
Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: “Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал”. Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: “Помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем !”
Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: “истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю “.


При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!
Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: “Жено! вот, сын Твой “. Потом говорит Иоанну: “вот, Матерь твоя “. С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.
Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.
Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: “или Творец-страждет, или мир разрушается”. Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.
Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: “Или, Или! лима савахфани !” то есть “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.
Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: “вот, Илию зовет Он”. А другие говорили: “посмотрим, придет ли Илия спасти Его”.
Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: “Жажду”. Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.
Вкусив уксуса, Спаситель сказал: “Совершилось”, то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.
Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: “истинно, человек этот был Сын Божий”. А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.
























Текст: Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий».
Распятие и Смерть Господа Иисус Христа, кульминационный и самый драматичный момент Его земного служения, достаточно долгое время не изображалось в христианском искусстве. Только во время правления Константина Великого появляются первые резные изображения на драгоценных геммах. В чем же причина невнимания первых христиан к такому значимому событию?
Если рассматривать специфику первых христианских изображений, дошедших до нас ─ то это схематичные или символические изображения, повествующие об истинах христианской веры через язык знаков. Рыбы символизируют Христа (1) , якорь ─ крест. Встречаются изображения имени Христа - так называемые христограммы. Долгое время такой символизм объяснялся желанием христиан скрыть смысл своих изображений и таким образом защитить себя от потенциальных гонителей через систему шифров. Но в последнее время символизм раннехристианских изображений склонны объяснять сильным влиянием в I-II веках иудео-христианских взглядов, где, вслед за иудаизмом, священные изображения воспринимались довольно настороженно.
По мере распространения христианства в Римской Империи, среди вчерашних язычников, усиливается его не-иудейская составляющая и во II-III веке в раннехристианское искусство активно входят эллинистические влияния, органично продолжая в Церкви привычные верующим и приемлемые с христианской точки зрения этно-культурные традиции жителей разных уголков Римского государства. Сюжетные изображения уже вполне признаются Церковью и охотно используются. Живопись катакомб донесла до нас большое разнообразие сюжетов, волновавших христианских художников. В живописи периода мира (2) с христианами перед гонением Диоклетиана3 мы находим образы Богородицы-Оранты, Христа-Победителя, Доброго Пастыря. Есть и языческие персонажи которые трактуются иносказательно. Так например, Орфей на стенах катакомб теперь являет не образ языческого бога, но Образ Христа, спустившегося в ад и выведшего оттуда души праведников. Но по-прежнему нет ни одного изображения распятия. Попробуем разобраться, почему.
В этот период становления христианства активно вырабатываются основы вероучения, которым надлежит лечь в основу догматического учения Первого Вселенского Собора. Умы просвещенных жителей Империи захватывают многочисленные полемики христианских писателей-апологетов с позднеантичными авторами. Верующие открывают для себя раскрытое христианством новое отношение к сакральной сущности человека, а как следствие, на первый план в искусстве выходит метафора посмертного восхождения души к Богу, история ее Спасения Иисусом Христом, личностные переживания веры. Это представлялось главным и выражалось через новую систему образов, содержащих иерархию сакральных смыслов (таких как изображение Доброго Пастыря) и не оставляло возможности заострить внимание на простой земной жизни Христа и Богородицы. Земная составляющая жизни Христа казалась не столь существенной, как результат Его проповеди.
Кроме этого сам факт позорной смерти Спасителя довольно долгое время высмеивался традиционным римским менталитетом. До нас дошло графити Аликсемена из Рима, изображающее распятого Иисуса с ослиной головой. И только со времени Первого Вселенского Собора начинает просыпаться интерес к земной жизни Спасителя, Его Страданиям и земной истории Искупления.
Графити Аликсимена. Рим, нач. III века. Надпись по-гречески Αλεξαμενος ςεβετε θεον - Аликсемен поклоняется своему Богу
Изображения распятий на позднеантичных геммах, сер. IV века
Филенка деревянных дверей церкви Санта Сабина в Риме, сер. V века
Распятие, рельеф на пластине из слоновой кости, сер. V века. Британский музей. Справа - повесившийся Иуда, над крестом хорошо видна надпись на латыни - Rex Ivd.- Царь Иудейский
Распятие, подвешенное под алтарной аркой. Церковь Готланд-Лие, Швеция, XIII век .
Распятие, укрепленное над алтарной преградой. Собор в Альби, Франция, кон. XIII века .
Распятие Сан-Дамиано, Италия, XIIвек.
Основное отличие - изображение Христа в багрянице, которой предается значение архиерейских облачений, таким образом распятый Христос являет собой фигуру Вечного Первосвященника, приносящего Себя в жертву за грехи. Багряница Спасителя украшена золотыми вертикальными полосами (клавами), которые в священническом (епископском) облачении имеют особое значение. Они называются “струями” или “источниками” и являются атрибутами проповедника. Такие образы встречаются как в миниатюрах VI века (сирийские Евангелия Раввулы и Россано), так и в монументальной живописи (алтарные росписи церкви Санта Мария Антиква).
Распятие. Евангелие Раввулы, Сирия, сер. VI века
Распятие. Церковь Санта Мария Антиква, Рим, сер VIII века.
Муж Скорбей (Христос во гробе). Византийская икона, XII век .
Распятие. Мозаика, Византия, конец XI века.
Образцы греческой иконографии “мужа скорбей” довольно рано проникают на Запад, но долгое время не получают там широкого распространения, хотя безусловно начинают влиять на западное искусство. Особенно это влияние чувствовалось в Священной Римской Империи, т.к. ее Императоры всячески противопоставляя себя Папам, пытались активно налаживать культурные и дружественные связи с Византией, в которой искали образец для своей политики в отношениях с Церковью. Одним из наиболее известных изображений такого типа является распятие архиепископа Герона 960-975 гг. из Кельнского собора, хотя, в отличие от византийского канона, это скульптурное изображение.
рис.11 Распятие Архиепископа Геррона. Кёльн, 960-975 гг., декор и мандорла - XVIII век.
рис.12 Распятие, Византийский мастер распятия из Пизы. Италия, ок. 1200 г.
Распятие, Джунта Пизано. Италия, ок. 1250 г.
Распятие Санта Кроче, Чимабуэ. Италия, 1287-88 гг.
Распятие Санта Мария Новелла, Джотто. Италия, 1290-1300 гг.
Распятие. Франция, 1245г.
Распятие, Верхне-Рейнский Мастер. Германия, 1400г .
Распятие, Лукас Кранах. Германия, 1501г.
Распятие Изенгеймского Алтаря, Матиас Грюневальд. Германия, 1512-1516 гг.
Распятие, Франсиско де Сурбаран. Испания, 1627г.
Распятие, Антонис ван Дейк, 1628-1630гг.
________________________________________ ______
1 От греческого Ίχθύς - рыба, древняя монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ - Иисус Христос Божий Сын Спаситель
2 Император Галлиен (260-268 гг.) прекратил гонения на христиан в 263г. своим эдиктом и с тех пор на протяжении 40 лет, до эдикта императора Диоклетиана в 303 г., христиане пользовались религиозной свободой и могли занимать государственные должности.
3 Гонения при Диоклетинае стали последними масштабными гонениями христиан в Римской Империи. Они продолжались 10 лет, пока в 313 году Константином Великим и его соправителем Ликинием не был принят знаменитый Миланский эдикт, окончательно даровавший христианам свободу вероисповедания.
Умение читать и писать ранее являлось значительно большей привилегией чем сейчас. Поэтому для того чтобы распространять и объяснять некоторые религиозные идеи использовались образы. Поэтому нередко икона распятие называлась – изображенным Евангелием или Евангелием для неграмотных. Действительно, в этом образе верующие могли увидеть некоторые основные детали и символы веры. Композиция всегда была насыщенной и давала возможность людям поразмышлять о христианстве, а христианам – больше проникнуться и вдохновиться верой.
Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.
Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.
Каноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:
Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.
Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения. Так икона могла становиться своеобразной альтернативой Евангелию, поэтому и говориться о повествовании через изображение.

На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.
Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка.
Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.
Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.
Отсюда и торжественность события, и торжественность иконы распятие Иисуса Христа, которая также ведет и к последующей радости – Воскресению Христа, за которым открывается возможность обрести Царствие Небесное и для каждого верующего.

К этой иконе с молитвами чаще всего обращаются люди, которые ощущают собственные грехи. Если вы осознали в чем-то собственную повинность и хотите раскаяться, то молитва перед этим образом может не только помочь, но и наставит на путь истинный, укрепит в вере.
Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира, се аз, недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклонив, воспеваю крест и страдания Твоя, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу, приношу, яко благоизволил еси вся труды и всякия беды, напасти и мучения, яко человек, понести, да всем нам во всяких печалях, нуждах и озлоблениих состраждущий Помощник и Спаситель будеши. Вем, всесильне Владыко, яко вся сия Тебе убо не быша потребна, но человеческаго ради спасения, да всех нас искупиши от лютыя работы вражия, Крест и страдания претерпел еси. Что убо воздам Тебе, человеколюбче, о всех, яже пострадал еси мене ради грешнаго; не вем, душа бо и тело, и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь. Точию на безчисленное Твое, благоутробне Господи, милосердие надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое истощание, славлю Твою безмерную милость, покланяюся пречистым Страстем Твоим и, вселюбезно лобызая язвы Твоя, вопию: помилуй мя грешнаго, и сотвори, да не безплоден будет во мне Крест Твой святый, да причащаяся зде с верою страданиям Твоим, сподоблюся видети и славу Царствия Твоего на небеси! Аминь.
Спаси, Господи, люди Твоя,и благослови достояние Твое,победы православным христианом насопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Глас 1-й Спа си, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
| Статьи по теме: | |
|
Задержан подозреваемый в убийстве матери и сына: жертвы боролись за жизнь до последнего
Певица Елена Темникова не любит комментировать слухи по поводу своей... Сосновые почки применение в народной медицине
Сосна является одним из лучших преобразователей углекислого газа,... Граф Алексей Разумовский: факты из жизни
Андрей Кириллович (22 X (2 XI) 1752, Петербург - 11 (23) IX 1836, Вена),... | |